Вся история философии слова представляет собой размышления о сути, смысле и силе слова.
Двумя центральными вопросами в рамках философии слова были и остаются следующие: могут ли слова быть случайными и раскрывают ли они сущность обозначаемого?
На наш взгляд, слова не могут быть случайными хотя бы потому, что они предопределены языковым опытом, культурно-исторической традицией и мировоззрением народа, создателя слов.
Мы не можем назвать случайными даже авторские слова, которые мотивированы сознанием писателей или публицистов (именно они, в первую очередь, выступают новаторами в языке) и являются частью их дискурса.
То, что считается случайным, есть цепь непознанных или недостаточно хорошо познанных причин и следствий.
В рамках философии слова (имени) рассматривался также кардинальный для лингвистики и философии вопрос о разграничении имён.
Все именования подразделялись на то, что мы сейчас называем именами собственными и именами нарицательными.
Именами в полном смысле этого слова признавались лишь имена собственные.
Различались именование вещи (указание на вещь со снятой наглядностью, то есть не осуществимое указательным жестом, но зато закреплённое системой языка раз и навсегда) и выражение понятия о вещи (общее имя).
Понятие всегда есть нечто общее. Общее не именуется, но означивается, сигнифицируется.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.