Контрольные вопросы и задания
1.
Назовите лингвистическую дисциплину, которая изучает:
- древние (первоначальные) значения слов;
- бессознательные речевые ошибки;
- формальную (алгебраическую)
теорию грамматик;
- родственные языки;
- памятники письменности;
- правила перемещения ударения
при изменении слов;
- характер и виды взаимодействия
слов в речевом потоке;
- смысловую сторону слов,
фразеологизмов, словосочетаний и предложений;
- клички животных;
- структуру словаря;
- правила написания значимых
единиц – морфем и слов;
- вопросы нормализации языка;
- материальную и духовную
культуру по данным языка;
- нормы, обеспечивающие
сохранение единообразия звукового оформления речи;
- написание прописных и строчных
букв;
- способы и приёмы построения
публичной речи;
- типы, значения и функции
словосочетаний;
- местные разновидности языка;
- имена людей;
- производные слова;
- словоупотребление в текстах в
плане его количественной характеристики;
- проблемы перевода с одного
языка на другой посредством компьютеров.
2.
Проверьте правильность следующих утверждений:
- фонетика может иметь прикладной
характер;
- словообразование изучает
структуру слова;
- в лексикологии рассматривается
происхождение имён;
- стили как разновидности
литературного языка изучает стилистика;
- пути пополнения словарного
состава языка исследуются в лексикологии;
- функционирование фразеологизмов
в речи рассматривается в лексикологии;
- слитное написание слов и их
частей определяет орфография;
- акустические характеристики
звуков – задача орфоэпии;
- способ, манеру построения речи
изучают учёные-стилисты;
- внутреннюю организацию языков
как системных целостностей исследуют в такой науке, как грамматика;
- картографирование диалектных
различий языков осуществляется в рамках ареальной лингвистики;
- биологическую подоснову
человеческой речи выявляют психолингвисты;
- эволюция звукового строя
конкретного языка изучается в исторической фонетике;
- функционированием языка как
средства общения интересуются специалисты, работающие в области функциональной
лингвистики и социолингвистики;
- создание письменностей изучается
в такой дисциплине, как палеография;
- правила образования названий
новых изделий, товаров устанавливаются учёными-лексикологами;
- реликтовые элементы в языках
исследуются в палеолингвистике;
- распространение языков и
языковых явлений изучается в ареальной лингвистике и диалектологии;
- соотношение лингвистической и
нелингвистической информации в словарях определяется лексикографами;
- опознавание людей по
особенностям их речи – задача прикладной лингвистики;
- способы обозначения на письме
звуковых единиц устанавливаются в таком разделе языковедческой науки, как
графика;
- названия небесных тел изучаются
в ономастике;
- интонационными особенностями
речи интересуются фонетисты;
- антропонимика рассматривает
имена людей и географические названия, образованные от имён людей;
- графика изучает начертания букв
и всех прочих знаков, которые используются на письме;
- грамматика состоит из трёх
разделов;
- синтаксис – часть грамматики;
- семасиология изучает
содержательную сторону языковых единиц;
- фонетика и грамматика могут
быть общими и частными, сопоставительными и сравнительно-историческими;
- биолингвистика развивается на
стыке языкознания и психологии;
- палеография изучает тексты
литературных произведений;
- паралингвисты анализируют
интонацию речи;
- стилисты разграничивают
разговорную и книжную лексику;
- культура речи как дисциплина
регламентирует использование слов в тех или иных сферах общения;
- словарное дело называется лексикографией;
- этнолингвистика восстанавливает
неизвестные страницы истории по языковым данным;
- с функционированием языка в
обществе связаны: социолингвистика, культура речи, стилистика, риторика,
лингвостатистика, морфология, лингвистическая палеонтология, лингвистическая
география;
- компьютерная лингвистика и
математическая лингвистика взаимосвязаны;
- литературоведение и языкознание
– две стороны современной филологии;
- ономастика включает зоонимику, топонимику, антропонимику, диалектологию и лингвистическую поэтику.
Из книги: © А. Ф. Рогалев. Основы лингвистических знаний (задания, упражнения, тесты): Пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-21 80 11 «Языкознание». – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 12–17.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.