Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 января 2023 г.

Контрольная работа по «Введению в языкознание»

 

1. Назовите языки, наиболее распространённые в каждой части света. Определите их принадлежность к языковой семье.

2. Как классифицируются языки в зависимости от степени их родства?

3.  В чём важность исследований по языковой генеалогии?

4.  Распределите по группам индоевро­пейской семьи следующие языки: санскрит, украинский, итальянский, португальский, датский, цыганский, кашубский, армянский, польский, ис­ландский, латинский, бретонский, венетский, словенский, болгарский.

5. Какой вид лингвистических словарей наиболее близок к энциклопедическому словарю?

6. Объясните, почему следующие слова русского языка относятся:

а) к именам существительным: военный.

б) к именам прилагательным: злейший.

в) к глаголам: спрашивать.

г) к наречиям: потихоньку.

7. На какой основе в языках мира происходит объединение слов в грамматические классы, называемые частями речи?

8. В каких рядах словообразовательная цепочка построена правильно: а) кружить закружиться закружившийся, б) образ изображение отображение, в) хлопоты хлопотать хлопотливость, ж) лес лесной лесничество.

9. Постройте словообразовательные пары и цепочки с исходным словом: а) работа, б) сила.

10. Найдите русские замены следующим иностранным словам: индустрия, импульс, интеллектуальный, интенсивный, комплекс, метаморфоза, моментально, утрировать.

11. Определите способы образования следующих слов: верность, солить, прибедняться, учащийся, разрез, физкультура, тотчас.

12. Почему прирост слов любого языка всегда превышает их убыль?

13. Назовите три основных пути пополнения словарного состава языка. Внимательно прочитайте следующий текст. Как бы вы назвали ту причину изменения словарного состава языка, о которой идёт речь? Насколько она, на ваш взгляд, существенна?

Не следует думать, что отмирание одних и появление в языках новых слов зависит только от моментов собственно утилитарного порядка – отсутствия потребности или, наоборот, прямого наличия потребности называть появляющиеся новые предметы или понятия.

При всей несомненной влиятельности этих причин подвижности словаря, в жизни языков действуют ещё и факторы, менее понятные с позиций полезности, с позиций тех, кто видит в языках только орудие мысли с её направленностью на полезное для чело­века.

Люди, как свидетельствует история языков, подчиняются также тен­денциям к обновлению своей лексики по мотивам эмоционально-аффективного порядка.

Психологическая ок­раска, сопровождающая те или другие слова, с течением времени начинает изнашиваться, начинает казаться больше не отвечающей потребностям выра­жения. Для выражения того, что хотят передать другим, ищут новых, све­жих слов, способных более, чем кажущиеся уже «стёршимися», остано­вить на себе внимание, взволновать, понравиться и так далее.

Так как находящи­еся в обращении слова, среди которых есть много синонимических, являются достоянием тысяч и даже миллионов людей, то естественно, что не все они одинаково употребительны, и из потенциального фонда своей памяти те или иные говорящие извлекают преимущественно одни, а не другие слова.

В этом факте уже заключена предпосылка возможного с течением времени забвения ряда слов, выхода их из широкого употребления или даже из употребле­ния совсем.

Наоборот, потребность в освежении употребляемых слов ведёт к тому, что те или другие слова, некоторое время ещё воспринимающиеся как новые, «подхватываются» отдельными людьми или целыми груп­пами людей, укрепляются в роли обращающейся речевой «монеты», приобрета­ют общественную ценность, вытесняют своих «постаревших» соперников и на­долго, иногда на века, становятся стойкими знаками соответствующих понятий с более или менее определённой эмоциональной окраской.

14. Как называется усвоение слов данным языком из языков других народов?

15. Из данных слов выберите те, которые имеют общий корень. Родственные связи этих слов в настоящее время непосредственно не осознаются. Стык, гром, гарь, точка, гора, нож, горница, кров, заноза, зеркало, доля, басня, созерцать, делить, упругий, баян, вонь, жар, сутки, грянуть, обоняние, пружина.

16. Как вы понимаете термин внутренняя форма слова? В каких из следующих слова внутренняя форма ясна? Дело, винтовка, красивый, читать, подберёзовик, частокол, вишня, среда (день недели), территория, измена.

17. Вычлените основы в следующих нарицательных словах и географических названиях: охать, Уболоть, высочайше, Мстиславль, Бобруйск, подставной, обворожительнейший.

18.  Как пишутся буквы, если орфография построена на фонетическом принципе?

19. О каком принципе орфографии говорят в случаях значительных различий между устной и письменной речью?

20.  Какие типы ударения являются элементами интонации?

21. Даны слова белорусского языка: стрэл, прывыкаць, берагі, трава, вецер, мох, церці, вага, папярэдзіць. Измените их так, чтобы в формах одного и того же слова отображались звуковые чередования. Определите характер этих чередований (исторические или позиционные).

22. Как называется ассимиляция, при которой взаимодействуют два звука, разделённых другим звуком или даже несколькими звуками?

23. Как называется ассимиляция, при которой последующий звук влияет на предыдущий?

24. Определите, какими фонемами различаются такие слова: лотлёд, носнёс, возвёз, ножёж, гладьглядь.

25. Укажите то, что относится к языковым знакам: социальность, индивидуальность, историчность, изменчивость, устойчивость, искусственность, врождённость, естественность, вторичность, универсальность, выраженность, символичность, асемантичность, связь с сознанием, зашифрованность, однозначность, материальность, усвояемость.

26. В чём специфика фонемы как языкового знака? 

27. Что такое фоносемантика?

28. Прокомментируйте следующие суждения. Являются ли они правильными?

- Мысль не только выражается, но и совершается в речи;

- письменное общение не отличается от устного контактного общения;

- речь социальна, фиксирована, установлена.

29. Воспроизведите и объясните схему речевого общения.

30. Что следует из того факта, что язык не передаётся по наследству?

31. Какие общие и частные методы могут быть использованы при изучении белорусского языка и белорусских народных говоров в следующих аспектах?

- Характеристика звуков;

- происхождение словарного состава;

- система склонения существительных;

- структура предложения;

- родство белорусского языка с другими языками;

- общие черты белорусского и украинского языков;

- образование новых слов;

- количество заимствованных слов в словарном составе.

32. Для каких нелингвистических наук будут интересны следующие темы лингвистических исследований:

а) «Названия географических объектов в местах распространения укреплённых поселений (городищ) железного века на территории Гомельской области»;

б) «Воздействие устного или письменного текста на человека»;

в) «Типичные речевые ошибки школьников младших классов»;

г) «Роль языка в жизни общества»;

д) «Взгляды на язык мыслителей древнего мира».

33. Как исторически мотивируется неразрывное единство языкознания и литературоведения?

34. Назовите лингвистическую дисциплину, которая изучает:

- речевые ошибки;

- родственные языки;

- структуру словаря;

- правила написания значимых единиц – морфем и слов;

- материальную и духовную культуру по данным языка;

- нормы, обеспечивающие сохранение единообразия звукового оформления речи;

- написание прописных и строчных букв;

- способы и приёмы построения публичной речи;

- типы, значения и функции словосочетаний;

- местные разновидности языка;

- имена людей;

- производные слова;

- проблемы перевода с одного языка на другой посредством компьютеров.

Из книги: © А. Ф. Рогалев. Основы лингвистических знаний (задания, упражнения, тесты). Пособие. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.