Есть три понятия – зачаточный язык, протоязык и собственно язык.
Зачаточный язык представлял собой сочетание предметных знаков (в качестве знаков использовались предметы и действия самого человека) с произвольными кинетическими и непроизвольными (естественными) звуковыми сигналами.
С помощью этих сигналов выражались различные оттенки впечатлений в процессе отражения действительности в формировавшемся сознании архантропов.
На основе звуковых сигналов рождались первые фонемы. Это были примитивные языковые знаки, имевшие биологическую основу, возникавшие естественным путём и одновременно указывавшие на нечто, находившееся вокруг.
По мере усложнения среды обитания и расширения круга использовавшихся ресурсов включались в практику новые способы и средства жизнеобеспечения, появлялись разнообразные аспекты во взаимоотношениях особей и групп.
Увеличение количества реалий, требовавших осмысления и знакового обозначения, привело к наделению смыслом не отдельных звуковых сигналов (своего рода «фонем»), а их сочетаний.
Так появились корневые морфемы, а фонемы стали их структурными компонентами. Зачаточный язык сменился протоязыком.
В дальнейшем возраставшее количество корневых морфем неизбежно обусловило действие закона перехода количества в качество.
Корневые морфемы начали сочетаться и в таком виде не просто называли или обозначали отдельные предметы и реалии, но и отображали связи между этими предметами и реалиями, отношения между явлениями действительности.
Использование сочетаний корневых морфем было первичной синтаксизацией речи и соответствовало усложнению мысли, ставшей аналогом первоначального суждения.
Синтаксизация речи означала появление языка современного типа, или собственно языка.
► О чём могут свидетельствовать этапы развития знаковой деятельности ребёнка, которые схематически отображаются так: жестовая речь, сопровождаемая отдельными звуками → однословные звуковые обозначения → соединение слов в предложение?
► Какая из следующих формул, по вашему мнению, более верная и почему?
а) Человек разумный создал язык. Язык создал человека разумного.
б) Язык – «среда бытия» человека, народа, нации, человечества. Языковой коллектив, народ, нация, человечество – «среда бытия» языка.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.