Существуют следующие точки зрения на генезис языковых знаков:
а) языковые знаки изначально носили вербально-звуковой характер и формировались из разного рода естественных вокализаций;
б) звуковому языку предшествовал жестовый (кинетический) язык, который мог сформироваться на основе разного рода кинетических и мимических движений;
в) первыми знаками являлись сами действия первобытного человека и использовавшиеся им предметы, затем появился кинетическо-звуковой язык, который мы используем до сих пор.
Используемый ныне язык складывается из двух взаимосвязанных при построении устной речи языков – кинетического и звукового.
Жесты и мимика сопровождают звуковую речь и являются непроизвольным дополнением к той информации, которая передается звуковым способом.
Звуковая сторона речи регулируется сферой сознания. Кинетическая составляющая нашего языка связана с подсознательной сферой.
Очевидно, что кинетическо-звуковой характер современного языка соответствует природе первоначального языка.
В формировании и развитии кинетическо-звукового языка существенную роль сыграли культовые празднества, предполагавшие массовое экстатическое состояние.
Любые ритуальные действия, как и само состояние восторга, невозможны без значимых движений, жестов, пантомимы, которые, безусловно, дополнялись эмоционально-звуковым выражением и звукоизображением.
Это была знаковая речь, социально-эмоциональная и социально-коммуникативная одновременно, поскольку, во-первых, выражала человеческий восторг (не просто одного человека, а социума – рода, общины, племени), а во-вторых, представляла собой восторженное повествование посредством движений и звукоизображений о чуде зарождения жизни по соизволению божественной силы, о феномене появления на свет как злаков, плодов, так и животных, самого человека и всего сущего вокруг.
Таким образом, постепенное развитие языка, скорее всего, шло во взаимосвязи с мысленно-эмоциональным отражением действительности в сознании человека и с опорой на реальное бытие людей.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.