Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 июля 2022 г.

Изучение и познание языка. Язык и человек. Философия языка

 


Язык можно изучать и язык можно познавать. Практическое изучение языка связано с конкретными лингвистическими дисциплинами, основными из которых являются фонетика, грамматика и лексикология.

Эти дисциплины описывают язык как код, как систему знаков, имеющую определенное устройство. Существует мнение, что языкознание должно быть наукой по преимуществу или даже чисто эмпирической.

Такое мнение обусловлено следующим позитивистским отношением к действительности: наши познания всегда неполны и относительны, теории субъективны, поэтому нужно знать только факты в их доступном для нас объёме.

Однако отказ от теоретизирования обедняет само языкознание как науку и не позволяет познать язык как явление.

Понимание того, что такое язык, невозможно в рамках одной только языковедческой науки. Раскрытие и определение феномена языка связаны с глубинным, подлинно философским постижением действительности.  

Не случайно, начиная с античности, с момента зарождения первых философских доктрин, ответы на сакраментальные вопросы, касающиеся человеческого языка, искали и предлагали прежде всего философы.

Во все времена язык был излюбленным предметом для философских диспутов. В любой философской системе, в каждом философском направлении и течении обязательно есть определённый взгляд на язык, причём вопрос о природе и сущности языка является одним из центральных.

Внимание философов к языку вполне объяснимо. Язык есть непосредственная данность человека, одно из проявлений его сущности. 

Язык есть конститутивное свойство человека. Невозможно вообразить человека без языка или изобретающего себе язык.

В нашем мире существует только человек с языком, человек, говорящий с другим человеком, и язык, таким образом, необходимо принадлежит самому определению человека.

Язык есть одно из «человекообразующих» начал. Человек становится человеком только через язык. В языке фиксируется познание человеком окружающего мира, реализуются творческие первоосновы человека, его глубинные возможности. В языке человек выражает самого себя, свой внутренний мир.

Из этих положений следует: 1) без изучения языка невозможно познать человека полностью; 2) понять и познать язык, объяснить его можно, лишь познавая человека и его мировосприятие. 

Несомненна роль языка в формировании, развитии и функционировании человеческого общества. Язык является средством осуществления специфически человеческого абстрактного, обобщённого мышления и рациональной ступени человеческого сознания.

Язык играет огромную роль в нашей жизни. Он неотделим от процесса добывания знаний и операций с добытыми знаниями, поэтому имеет непосредственную связь с практической деятельностью людей, в том числе и в области новейших информационных систем.

Естественный язык нельзя уподоблять любой искусственно созданной семиотической системе, своего рода механизму наподобие какой-либо машины.

Если в машине возникают «противоречия», она ломается и выходит из строя, а система искусственных знаков, включая всякого рода алгоритмические языки, при наличии в ней противоречий становится непригодной, поскольку в ней знак равен одному значению, и соединён с ним, как какая-нибудь гайка с винтиком.

В системе естественного языка присутствует антисистема. Только благодаря наличию в нём противоречий (антиномий) и их преодолению он развивается и продолжает развиваться.

Машину можно заменить другой – такой же или более совершенной. Искусственные семиотические системы (машинные «языки») довольно быстро сменяют друг друга. Заменить же русский язык английским или наоборот (так, чтобы один из них вовсе исчез, как исчезают устаревшие компьютеры) невозможно. Различие между естественными и искусственными языками гораздо большее, чем сходство.

Общее понимание и познание естественного человеческого языка в настоящее время ведётся в русле философии языка.

Выражение философия языка возникло в конце XVIII – начале XIX века. Сходными с ним в формальном и содержательном планах являются такие выражения, как философия природы, философия жизни, философия истории, философия религии, философия морали, философия искусства, философия права, философия экономики.

Под философией языка понимается философское осмысление сущности и природы языка в связи с сущностью и природой человека, философское истолкование возникновения языка и общая его оценка применительно к человеку, обществу в целом и разным сторонам жизнедеятельности.

Философия языка не рассматривает языковые явления и понятия как таковые, но использует их для выхода в смежные сферы гуманитарного знания для решения главной задачи – познания феномена языка в связи с естественным, культурно-историческим и социальным бытием человека как биосоциального существа, наделенного способностью говорить.

Философия языка – это, кроме всего прочего, ещё и возможность философствовать посредством языка, объяснять, толковать новое о мире, человеке и языке, разъяснять непознанное, просвещать всех, кто этого желает.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010 276 с.