Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 30 июля 2022 г.

Идея, имена и образы «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 


В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» юмор Н. В. Гоголя переходит в сатиру. Автор сатирически изображает здесь «пошлость  пошлого  человека», бессмысленный, пустой, мелочный мир (жизнеустройство) «существователей» Миргорода чиновников и помещиков.

Грустно в тихом домике, где доживают свой век Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, скучно в Миргороде среди безликих Иванов Ивановичей и Иванов Никифоровичей, мелких и пошлых обывателей, прожигателей жизни.

Простота именования героев Иван Иванович, Иван Никифорович в данной повести весьма значима: имя Иван давно и прочно приобрело вторичное обобщённое значение  «русский человек вообще».

Фамилии же персонажей гоголевской «Повести ...» Довгочхун и Перерепенко откровенно смешны, намеренно неблагозвучны, явно неприятны своей вычурной внутренней формой и несомненной отрицательной экспрессией. Подобные номинации у Гоголя являются косвеннохарактеристическими по своей сути и функционально значимыми: они подчёркивают бессмысленность и смехотворность как самой тяжбы, так и всей жизни этих жителей Миргорода.

Подробно и дополнительно

Философско-аллегорический подтекст имён собственных в повестях Н. В. Гоголя (на материале сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески» и повестей «Нос» и «Шинель») // © А. Ф. Рогалев. Имя и образ. Художественная функция имён собственных в литературных произведениях и сказках. – Гомель: Барк, 2007. – С. 151–169.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.