Содержание нашего сознания не сводится к сумме значений тех языковых единиц, посредством которых репрезентируется сознание или которые используются в речи.
Словесный
знак, взятый сам по себе, в изоляции, вообще не есть ни орудие познания, ни средство
общения. Он – всего лишь «элемент», используемый личностью в составе более сложных
построений, каковыми являются осмысленные высказывания (тексты). Именно в них
выражается человек, в них видна языковая личность.
► На вопрос, что представляет из себя тот или
иной человек, могут последовать однословные ответы типа «Плюшкин», «Дон-Жуан»
или «Медведь», «Лиса», «Пень».
Почему однословного текста достаточно для
адекватной реакции автора вопроса? Каким образом одно слово способно вызвать
ассоциативный мысленный образ?
В языке фиксируются в той или иной мере результаты предшествующих этапов познания действительности.
Фоновые знания нельзя сводить к словам или иным номинативным единицам языка. Фоновые знания могут вообще не быть представлены в языковом сознании в виде готовых значений языковых знаков, а если и представлены, то далеко не исчерпывающим образом.
► Почему текст «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя или «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского воспринимается сложнее, чем тексты детских, приключенческих произведений, детективов, дамских романов или мелодрам?
Языковой и смысловой уровни сознания взаимосвязаны, потому что сущностное понимание текста зависит от степени владения языком. Кроме того, языковое сознание вообще и значения слов как его фрагмент есть форма, в которой структурируются и фиксируются знания людей о мире, общественный опыт.
Следует, однако, иметь в виду, что появление и накопление знаний предполагают не только знание языка, но и активную целесообразную деятельность человека, его практический опыт, непременное и постоянное расширение уровня сознания личности.
Сознание в содержательном отношении есть «со+знание», то есть совокупность знаний об окружающем мире, которыми владеет человек. Способом существования сознания являются знания, выступающие как элементы (единицы) индивидуального сознания.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.