Translate

Поиск по этому блогу

четверг, 20 октября 2022 г.

Филологический анализ текста. Учебные материалы

 

Текст является первичной данностью для всех гуманитарных дисциплин, а для филологии он – основной объект и предмет изучения.

Есть специальная отрасль филологической науки – текстология, которая занимается изучением и изданием текстов литературных, публицистических, религиозных и иных произведений.

Текстолог имеет главной задачей обеспечить идентичность издаваемого текста и авторского оригинала.

Филолог работает с разными по внешнему исполнению, содержанию и жанру текстами, но филолог-учитель (словесник, учитель русского языка и литературы) в действительности чаще всего связан с письменным художественным текстом, в частности, текстом литературного произведения, изучаемого в школе[1].

Изучение литературы и изучение языка тесно связаны между собой. Без вдумчивого анализа языка, «первоэлемента литературы» (А. М. Горький), невозможно постичь художественную ценность литературного произведения. С другой стороны, изучение произведения предполагает изучение лучших образцов литературного языка.

На уроках тексты литературных произведений подвергаются литературоведческому и языковедческому анализу. Основная задача литературоведческого анализа – изучение литературного произведения как факта истории общественной мысли.

При литературоведческом подходе изучаются тема, сюжет, фабула (сюжетная основа), композиция, образы произведения. Сам текст изучается как компонент художественной формы, в тесной связи с идейным содержанием произведения.

Предметом лингвистического анализа является языковой материал текста. В данном случае текст рассматривается как искусство слова.

Основная задача анализа языка текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении.

Языковед исследует лексические средства текста, интонационные средства (для звучащих текстов), строение текста и, наконец, графико-орфографическое его исполнение (для письменных текстов).

При языковедческом анализе текст оценивается как факт языковой нормы и функционального стиля, поэтому рассмотрение произведения в лингвистическом аспекте неизбежно связано и со стилистическим анализом. Задачей стилистического анализа текста является изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств.

Лингвистический анализ показывает, какие языковые средства использованы художником слова. Стилистический анализ даёт ответ на вопрос о том, как эти языковые средства использованы. Поэтому нередко говорят о комплексном лингвостилистическом анализе литературного произведения.

 В последнее время литературоведческое и лингвистическое (лингвостилистическое) изучение художественного текста объединяются в рамках комплексного филологического анализа.



[1] Кроме художественных текстов, есть тексты научные, официально-деловые, публицистические и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.