Текст является первичной
данностью для всех гуманитарных дисциплин, а для филологии он – основной объект
и предмет изучения.
Есть специальная отрасль
филологической науки – текстология, которая занимается изучением и изданием
текстов литературных, публицистических, религиозных и иных произведений.
Текстолог имеет главной
задачей обеспечить идентичность издаваемого текста и авторского оригинала.
Филолог работает с разными
по внешнему исполнению, содержанию и жанру текстами, но филолог-учитель
(словесник, учитель русского языка и литературы) в действительности чаще всего
связан с письменным художественным текстом, в частности, текстом литературного
произведения, изучаемого в школе[1].
Изучение литературы и
изучение языка тесно связаны между собой. Без вдумчивого анализа языка,
«первоэлемента литературы» (А. М. Горький), невозможно постичь художественную
ценность литературного произведения. С другой стороны, изучение произведения
предполагает изучение лучших образцов литературного языка.
На уроках тексты
литературных произведений подвергаются литературоведческому
и языковедческому анализу. Основная задача
литературоведческого анализа – изучение литературного произведения как факта
истории общественной мысли.
При литературоведческом
подходе изучаются тема, сюжет, фабула (сюжетная основа), композиция, образы
произведения. Сам текст изучается как компонент художественной формы, в тесной
связи с идейным содержанием произведения.
Предметом лингвистического
анализа является языковой материал текста. В данном случае текст
рассматривается как искусство слова.
Основная задача анализа
языка текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте
языковых фактов в их значении и употреблении.
Языковед исследует
лексические средства текста, интонационные средства (для звучащих текстов),
строение текста и, наконец, графико-орфографическое его исполнение (для
письменных текстов).
При языковедческом анализе
текст оценивается как факт языковой нормы и функционального стиля, поэтому
рассмотрение произведения в лингвистическом аспекте неизбежно связано и со
стилистическим анализом. Задачей стилистического анализа текста является
изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств.
Лингвистический анализ
показывает, какие языковые средства использованы художником слова.
Стилистический анализ даёт ответ на вопрос о том, как эти языковые средства
использованы. Поэтому нередко говорят о комплексном лингвостилистическом анализе
литературного произведения.
[1] Кроме художественных текстов, есть тексты научные, официально-деловые, публицистические и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.