Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 июля 2022 г.

Разные подходы к пониманию сущности языка

 


Представителей структурного направления в языкознании интересует преимущественно формальная сторона языка.

Согласно существующему взгляду, разнообразные языки не представляют собой нечто абсолютно неповторимое. Структура языка тяготеет к большой общности, и, в конечном счёте, она одна и та же для всех языков вообще. Языки являются системами, составленными в виде некоторых комбинаций из идеального набора возможностей, который можно исчислить.

Идеальный набор возможностей и есть то, что составляет язык человека вообще – единый для всех людей Земли, абстрактный, универсальный и вечный. Структуралисты как раз и стремятся создать абстрактную идеализированную языковую модель.

Подобное понимание языка связано с практической деятельностью, в частности, в области новейших информационных систем.

Взгляду на язык как на нечто абстрактное, универсальное и вечное противостоит концепция, которую можно определить так: «Язык как тип и характер». Её приверженцы видят в языках прежде всего индивидуальное и неповторимое начало.

В соответствии с ещё одной концепцией, язык – это дом бытия и дом духа. Как считает один из её идеологов, Мартин Хайдеггер, языку грозит быть преобразованным в орудие чисто формального упорядочения эмпирических фактов и событий, в универсальный язык, годный лишь к логико-знаковому исчислению мира.

Если язык будет ограничен одной прикладной функцией – быть лишь средством для чего-то, чуждого его сущности, то он может превратиться в бессловесный автоматический регулятор всеобщего потока информации.

Язык связан с интеллектуальной деятельностью, с мыслительными операциями, на основе чего добываются знания. Но при этом он есть и должен быть выражением духовной энергии и человеческого сознания, силы ума и души, пространством для философствования.

Как видим, исходные идеи и положения, которыми руководствуются те или иные учёные, во многом обусловливают  ориентацию исследований в языкознании, само понимание языка, характер его изучения и совокупность способов и приёмов организации теоретической и практической деятельности.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.