Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 июля 2022 г.

Методология исследований, философские законы и научные принципы применительно к языкознанию

 


Методология – это, во-первых, учение о научном методе познания; во-вторых, определённый подход к планируемой деятельности на всех её этапах, совокупность исходных идей и положений, которыми руководствуется учёный, в-третьих, сами приёмы и способы организации теоретической и практической деятельности.

В методологии выделяют три уровня: 1) философскую методологию, 2) общенаучную методологию, 3) частную методологию, охватывающую методы, специфичные для одной данной науки.

Философская методология исследований требует учитывать основные философские законы и научные принципы.

● Закон – это не зависящая от чьей-либо воли, объективная непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, связанного с другими явлениями действительного мира.

● Принцип – основное, исходное теоретическое положение при изучении какого-либо явления.

Соответствующие философские законы являются основой для тех или иных общенаучных принципов.

Так, закон всеобщей связи и взаимообусловленности явлений лежит в основе распространяющихся на языкознание, как и на другие области науки, общенаучного принципа системности и общенаучного принципа причинности.

Согласно этим методологическим принципам, язык следует изучать во всех его существенных связях с разными явлениями социальной действительности – обществом, культурой, этносом, человеческим мышлением.

В связи с законом всеобщей связи и взаимообусловленности явлений должны рассматриваться в языкознании и понятия языковой системы и структуры.

Закон движения как способа существования материи лежит в основе общенаучного принципа историзма. С этим же законом связан и указанный выше принцип причинности.

Принцип историзма в языкознании предусматривает понимание языка в качестве исторически изменяющегося явления. Одним из способов применения принципа историзма в языкознании стал сравнительно-исторический метод, обусловивший интенсивное и плодотворное развитие специального научного направления – сравнительно-исторического языкознания.

Принцип историзма в методологическом отношении непосредственно связан также с философским законом единства и борьбы противоположностей как внутренним источником любого изменения. Применительно к эволюции языка этот закон помогает раскрыть и объяснить непосредственные причины исторических изменений на всех уровнях языковой системы в каждом конкретном случае.

В основе методологических принципов, определяющих понимание специфики исторического развития языка, лежит и диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Из-за неравномерности темпов языковых изменений качественные «скачки» происходят на ограниченных участках языковой системы, реже охватывают более обширные зоны и не затрагивают систему языка в целом. 

Действие каких философских законов иллюстрируют привёденные ниже примеры?

1) Все стили развитого литературного языка чётко противопоставлены друг другу и в то же время необходимы в своей совокупности для функционирования языка в разных сферах и областях жизнедеятельности.

2) С течением времени словарный состав языка изменяется, при этом прирост слов превышает их убыль.

3) Если в грамматическом строе языка преобладают аналитические способы выражения грамматических значений, то порядок слов в предложении в данном языке является строгим.

4) Первоначально всякий литературный язык имеет только письменную форму, потому что обслуживает исключительно книжные сферы. Но по мере расширения сфер использования, во-первых, растёт количественно словарный состав литературного языка, во-вторых, дифференцируется использование этих слов и, в-третьих, возникает устная разновидность литературного языка.

5) В фонетической системе языка существуют противопоставленные ряды фонем, например, глухих и звонких, твёрдых и мягких, губных и язычных, взрывных и щелевых согласных, гласных переднего, среднего и заднего ряда, огубленных и неогубленных, носовых и неносовых гласных и т. д. В этой системе каждая фонема занимает своё определённое место, ни одной «лишней» фонемы нет.

 Частные методологии охватывают систему применяемых в той или иной науке (в данном случае в языкознании) частных способов и приёмов исследования.

Следует заметить, что некоторые частные методы являются также общенаучными методами, поскольку применяются с теми или иными видоизменениями в различных науках.

Так, сравнительно-исторический метод используется в языкознании, литературоведении, этнографии, социологии, биологии.

В нескольких общественных науках используется широко применяемый в языкознании типологический метод.

В различных научных областях применяются статистические и математические методы, а также методы моделирования и картографирования.

Сугубо частными способами и приёмами исследования в языкознании являются, например, словообразовательный анализ, этимологический анализ, фонетический анализ и т. п.

Принципы философской методологии, общенаучные и частные методы объединяются в общих рамках научной методологии и рассматриваются как способы организации исследования.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.