Рассказ «Загадка», опубликованный в 1887 году,
считается началом серьёзной литературной работы автора.
Между тем это произведение не является собственно
рассказом, поскольку в рассказе должна быть событийность. Здесь же – просто зарисовка,
очерк, отображение сиюминутного настроения человека, записавшего своё
восприятие окружающего его мира в конкретный момент жизни.
Первая публикация «Загадки» сопровождалась
подзаголовком «Эскиз В. Викентьева». Разъясним, что «В. Викентьев» – это
псевдоним Викентия Викентьевича Вересаева (1867–1945), который использовался
автором до 1892 года. Эскиз – это предварительный набросок рисунка, картины,
может быть, вступление к какому-либо более пространному повествованию, то есть собственно
рассказу, но не сам рассказ как таковой.
Эскиз «Загадка» заканчивается так: «В
первый раз я воротился в такую ночь домой счастливым и удовлетворённым».
Между тем эскиз начинался в другом настроении. «Я ушёл далеко за город. В широкой котловине тускло
светились огни города, оттуда доносился смутный шум, грохот дрожек и обрывки
музыки; был праздник, над окутанным пылью городом взвивались ракеты и римские
свечи. А кругом была тишина».
Автор ушёл от праздничного городского шума. Он
искал тишины и надеялся избавиться от «чувства какой-то тоскливой
неудовлетворённости».
Не в первый раз он испробовал способ ухода из
города, но по опыту знал, что недовольство и печаль могут остаться в его
сознании и душе.
Природа не действовала на этого человека
умиротворяюще. Более того, он саму природу в её ночном выражении воспринимал
скептически, не ощущая резонанса с ней, не встраиваясь в её ритм и живое существование.
Жизнь природы оставалась для него тайной и неуловимой.
Тогда зачем же он бродил в ночи за городом,
вслушиваясь и всматриваясь в окружающее, если не постигал его сути? Он и сам не
знал. Видимо, в шумном городе этому человеку было бы ещё хуже.
Да, такое бывает, когда скверное настроение не
развеивается даже при соприкосновении с естественной средой.
Но на этот раз произошло то, что и заставило автора
записать своё состояние и передать его неожиданное для него самого изменение,
но не под воздействием природы и ночи, остававшимися ему чуждыми, а под
влиянием услышанной им игры на скрипке.
Играл студент Ярцев. Бродивший же в ночи автор
оказался рядом с усадьбой Ярцевых, где названный студент жил с матерью.
Поначалу искусственные человеческие звуки
показались воспринимавшему их человеку с дурным настроением не чем иным, как
оскорблением окружающему.
Потом автор понял, что студент Ярцев своей игрой на
скрипке пытался уйти от такого же довлеющего над ним мучительного и
неразрешимого непонимания бытия, как и он, ушедший из города и бродивший в
скверном расположении духа среди ночной природы.
Скрипачу-студенту это удалось. «Теперь не слышно было тихих слёз, не слышно было отчаяния;
силою и дерзким вызовом звучала каждая нота».
С новым чувством автор огляделся
вокруг. Перед ним стояла та же ночь, но воспринимал он её уже по-другому.
Дыхание ночи и живой природы
по-прежнему ему были непонятны. Но он вполне воспринимал и понимал музыку
скрипки, и она была для него человеческим выражением той энергии, которой
автору недоставало. Его настроение стало быстро меняться. Окружавшая природа
теперь казалась ему лишь аккомпанементом к человеческому проявлению в ней.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ
художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 423 с. (с. 122–123).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.