Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 9 января 2024 г.

О рассказе В. В. Вересаева «Загадка»

 

Рассказ «Загадка», опубликованный в 1887 году, считается началом серьёзной литературной работы автора.

Между тем это произведение не является собственно рассказом, поскольку в рассказе должна быть событийность. Здесь же – просто зарисовка, очерк, отображение сиюминутного настроения человека, записавшего своё восприятие окружающего его мира в конкретный момент жизни.

Первая публикация «Загадки» сопровождалась подзаголовком «Эскиз В. Викентьева». Разъясним, что «В. Викентьев» – это псевдоним Викентия Викентьевича Вересаева (1867–1945), который использовался автором до 1892 года. Эскиз – это предварительный набросок рисунка, картины, может быть, вступление к какому-либо более пространному повествованию, то есть собственно рассказу, но не сам рассказ как таковой.

Эскиз «Загадка» заканчивается так: «В первый раз я воротился в такую ночь домой счастливым и удовлетворённым». 

Между тем эскиз начинался в другом настроении. «Я ушёл далеко за город. В широкой котловине тускло светились огни города, оттуда доносился смутный шум, грохот дрожек и обрывки музыки; был праздник, над окутанным пылью городом взвивались ракеты и римские свечи. А кругом была тишина».

Автор ушёл от праздничного городского шума. Он искал тишины и надеялся избавиться от «чувства какой-то тоскливой неудовлетворённости».

Не в первый раз он испробовал способ ухода из города, но по опыту знал, что недовольство и печаль могут остаться в его сознании и душе.

Природа не действовала на этого человека умиротворяюще. Более того, он саму природу в её ночном выражении воспринимал скептически, не ощущая резонанса с ней, не встраиваясь в её ритм и живое существование. Жизнь природы оставалась для него тайной и неуловимой.

Тогда зачем же он бродил в ночи за городом, вслушиваясь и всматриваясь в окружающее, если не постигал его сути? Он и сам не знал. Видимо, в шумном городе этому человеку было бы ещё хуже.

Да, такое бывает, когда скверное настроение не развеивается даже при соприкосновении с естественной средой.

Но на этот раз произошло то, что и заставило автора записать своё состояние и передать его неожиданное для него самого изменение, но не под воздействием природы и ночи, остававшимися ему чуждыми, а под влиянием услышанной им игры на скрипке.

Играл студент Ярцев. Бродивший же в ночи автор оказался рядом с усадьбой Ярцевых, где названный студент жил с матерью.

Поначалу искусственные человеческие звуки показались воспринимавшему их человеку с дурным настроением не чем иным, как оскорблением окружающему.

Потом автор понял, что студент Ярцев своей игрой на скрипке пытался уйти от такого же довлеющего над ним мучительного и неразрешимого непонимания бытия, как и он, ушедший из города и бродивший в скверном расположении духа среди ночной природы.

Скрипачу-студенту это удалось. «Теперь не слышно было тихих слёз, не слышно было отчаяния; силою и дерзким вызовом звучала каждая нота».

С новым чувством автор огляделся вокруг. Перед ним стояла та же ночь, но воспринимал он её уже по-другому.

Дыхание ночи и живой природы по-прежнему ему были непонятны. Но он вполне воспринимал и понимал музыку скрипки, и она была для него человеческим выражением той энергии, которой автору недоставало. Его настроение стало быстро меняться. Окружавшая природа теперь казалась ему лишь аккомпанементом к человеческому проявлению в ней.

© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 423 с. (с. 122–123).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.