Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 9 января 2024 г.

Рассказ Викентия Вересаева «Лизар» в современном социальном контексте

 

Небольшой рассказ «Лизар» впервые был опубликован в санкт-петербургской газете «Северный курьер» в 1899 году. Через год это произведение было запрещено цензурой из-за его содержания, связанное с образом и высказываниями главного персонажа.

Если В. В. Вересаев назвал рассказ «Лизар», следовательно, образ крестьянина, чьё имя вынесено в заголовок (Лизар – просторечная форма личного имени Елизар), представлялся автору существенно важным.

Форма рассказа – путевые заметки. Автор едет с возницей Лизаром вблизи реки Шелонь в Псковской губернии. На остановке в деревне Якоревка, находясь у кумы Лизара, автор слушает рассуждения крестьянина об излишне рождающихся крестьянских детях, которых трудно потом пристроить в жизни. Прирост населения в конце XIX века в России, как следует из рассказа, был немалый, и это с учётом смертности среди младенцев, также немалой.

Лизар, низенький старик, сетовал на достижения медицины – на прививки от оспы, на то, что доктора лечат людей, а ещё на то, что нет войны. Он же, Лизар, упоминал и капли от беременности как один из способов избежать излишних детей.

Автор слушает эти рассуждения и внутренне возмущается. Когда тронулись в путь, он смотрел на Лизара «со странным чувством, как на что-то чужое тут и непонятное».

Текст изобилует описаниями благоухавшей природы, какой она бывает в пору Троицы. Повествователь невольно сопоставлял бившую ключом жизнь вокруг с сетованиями Лизара на прирост детей.

«И среди этого таинства неудержимо рвущейся вширь жизни – он, сжавшийся в себя, с упорными думами о собственном сокращении!.. Царь жизни!»

Нет, Лизар не царь жизни. Он лишь констатирует факты применительно к концу XIX века и высказывает собственное мнение, исходя из практических соображений. 

И невольно думается: вот бы ныне такой прирост населения в вымирающей России! Только не от людей это зависит.

Нельзя искусственно ни уменьшить, ни увеличить число проживающих людей в той или иной стране. Приказами, регламентациями и увещеваниями это не решается.

Люди только думают, что они здесь, на Земле, главные. Между тем люди – всего лишь инструменты для реализации программ и планов, создающихся в более высоких инстанциях, людям не доступных.

Чтобы это понять, надо знать хотя бы этнологическую литературу, например, работу Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли», а ещё немало эзотерических источников, рассказывающих о том, чем на самом деле определяется количество народонаселения в целом и в конкретных частях обитаемого пространства, в частности.

© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 423 с. (с. 89–90).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.