Небольшой рассказ «Лизар» впервые был опубликован в
санкт-петербургской газете «Северный курьер» в 1899 году. Через год это
произведение было запрещено цензурой из-за его содержания, связанное с образом
и высказываниями главного персонажа.
Если В. В. Вересаев назвал рассказ «Лизар»,
следовательно, образ крестьянина, чьё имя вынесено в заголовок (Лизар – просторечная
форма личного имени Елизар), представлялся автору существенно важным.
Форма рассказа – путевые заметки. Автор едет с
возницей Лизаром вблизи реки Шелонь в Псковской губернии. На остановке в
деревне Якоревка, находясь у кумы Лизара, автор слушает рассуждения крестьянина
об излишне рождающихся крестьянских детях, которых трудно потом пристроить в
жизни. Прирост населения в конце XIX
века в России, как следует из рассказа, был немалый, и это с учётом смертности
среди младенцев, также немалой.
Лизар, низенький старик, сетовал на достижения
медицины – на прививки от оспы, на то, что доктора лечат людей, а ещё на то,
что нет войны. Он же, Лизар, упоминал и капли от беременности как один из
способов избежать излишних детей.
Автор слушает эти рассуждения и внутренне
возмущается. Когда тронулись в путь, он смотрел на Лизара «со странным
чувством, как на что-то чужое тут и непонятное».
Текст изобилует описаниями благоухавшей природы,
какой она бывает в пору Троицы. Повествователь невольно сопоставлял бившую
ключом жизнь вокруг с сетованиями Лизара на прирост детей.
«И среди этого таинства неудержимо
рвущейся вширь жизни – он, сжавшийся в себя, с упорными думами о собственном
сокращении!.. Царь жизни!»
Нет, Лизар не царь жизни. Он лишь констатирует факты применительно к концу XIX века и высказывает собственное мнение, исходя из практических соображений.
И невольно думается: вот бы ныне такой прирост
населения в вымирающей России! Только не от людей это зависит.
Нельзя искусственно ни уменьшить, ни увеличить
число проживающих людей в той или иной стране. Приказами, регламентациями и
увещеваниями это не решается.
Люди только думают, что они здесь, на Земле,
главные. Между тем люди – всего лишь инструменты для реализации программ и
планов, создающихся в более высоких инстанциях, людям не доступных.
Чтобы это понять, надо знать хотя бы этнологическую
литературу, например, работу Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли», а ещё
немало эзотерических источников, рассказывающих о том, чем на самом деле определяется
количество народонаселения в целом и в конкретных частях обитаемого пространства,
в частности.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 423 с. (с. 89–90).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.