Вторая половина XVI века знаменовала собой начало эпохи открытий. В Европе шло развитие капитализма. Быстро распространялась идеологическая основа новых социально-экономических отношений – протестантизм.
Впервые исходным началом социума стала личность. При этом стали цениться такие человеческие качества, как практицизм, прагматизм и рационализм. Соответственно изменились взгляды на роль и значение языка.
Тайны семантики слов и имён (философия слова) объявлялись несущественными. Идеальным стал считаться язык точный, ясный, рациональный. Основное внимание обращалось теперь не на содержание языковых элементов, а на их связи и отношения.
Новый взгляд на язык был связан с именем философа Рене Декарта (1596–1650), который положил начало философии нового времени.
● Рене
Декарт – французский философ, математик и естествоиспытатель, два десятилетия
жизни которого связаны с Голландией, наиболее передовой страной в XVII веке.
Декарта называют «отцом новой философии»,
так как он явился основоположником современного рационализма, философского
направления, считающего единственным источником познания разум.
В учении Декарта мир предстал как механическая система, наделённая определённым количеством движения. Более того, сам человек теперь представлялся как механизм.
Декарт выдвинул идею об искусственном формальном языке, в грамматике которого не должно быть никаких неправильностей, отступлений и исключений, а все отношения слов выражались бы единообразно.
Декарт рассуждал о таком языке, который был бы не просто лёгким для усвоения, но (самое главное!) помогал бы разуму, представляя ему предметы в таком отчётливом виде, что почти невозможно было бы ошибиться ни в чем.
Идеальный (абсолютно правильный) по устройству язык должен был соответствовать такому же идеальному (правильному) строю мыслей в человеческом уме.
Идеи Декарта о совершенном языке развивал затем знаменитый математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), мечтавший создать на математической основе универсальный формализованный язык.
● Идея
об универсальном языке получила наиболее удачную реализацию только в 1887 году,
когда варшавский врач и языковед-любитель Людвиг Заменгоф представил миру искусственный
язык эсперанто.
Именно с XVII веком связана зримая трансформация натурального человеческого языка в формализованную знаковую систему.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.