В языке и речи проявляется не только социальное и биологическое, но и субъективное, индивидуальное начало.
Первоначальное языковое общение в доисторические для нас времена, как считается, проходило в «повелительном наклонении», в форме команд, которые исходили прежде всего от лидера первобытного сообщества.
Лидером был обычно вождь или главный, наиболее сильный и интеллектуально развитый воин-охотник, руководивший подготовкой и осуществлением любой трудовой деятельности.
Именно лидер создавал новые знаки, когда ему не хватало наличных знаковых средств (сначала жестово-пантомимических, затем звуковых) для описания совершившегося или мыслимой ситуации, а также при необходимости ориентирования в новых реалиях при миграции племени.
Факты индивидуальной речи лидера, как правило, становились фактами знаковой системы первобытного социума.
Следует сказать, что знаковые средства общения создавал не только лидер, но и всякий охотник, попавший в новую ситуацию и пытавшийся сообщить о ней. Но его новации имели меньше шансов быть принятыми всеми, социализироваться. Если даже они и оказывались воспринятыми, то не обязательно становились регулярными.
Новации же лидера имели целью не простое информирование соплеменников, а управление их поведением в драматическом действии (впоследствии в ритуальных танцах), на охоте или в противоборстве с другим племенем. Создание новаций происходило в эмоционально напряжённой и ответственной обстановке. Понимание и употребление их являлось почти обязательным.
У некоторых реликтовых этносов глава общины называется «говорящим», что подтверждает мнение о значимости лидера в создании языковых знаков.
Если наиболее типичной и острой ситуацией общения была ситуация управления со стороны лидера первобытного коллектива, то очевидно, что единицами сообщения должны были быть команды, состоявшие из указаний на объект действия и на само действие. Первоначальное слово было командой для других и являлось средством овладения предметом.
В наши дни каждое слово и каждая форма также создаются вначале одним человеком. Это происходит оттого, что создание языкового факта требует проявления инициативы. Инициатива не может быть проявлена сразу всеми или даже многими членами данного языкового коллектива.
Социализированная масса людей сама непосредственно никогда не создаёт языка. Каждое новшество в фонетическом строе языка, в его грамматике и словарном составе имеет авторство. Социум же принимает, распространяет и делает созданное конкретной личностью общим достоянием всех.
Правда, современный языковой новатор, в отличие от вождя первобытного племени, при создании инновации чаще всего руководствуется своими личными, индивидуальными и, как правило, творческими интересами и совершенно не заботится о том, будет ли созданное им новшество в дальнейшем подхвачено всем народом.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.