Translate

Поиск по этому блогу

четверг, 2 декабря 2021 г.

Специфика художественного антропонимикона в литературе советского периода

 


Большое количество таких, внешне нейтральных имён даже основных действующих лиц имеется в произведениях русских писателей советского периода.

Советская литература представила миру нового положительного героя – борца за свободу, энтузиаста, строителя нового, разведчика будущего, смелого, весёлого, шумного, не боящегося даже смерти, явно пассионарного человека.

Оставим в стороне вопрос о том, насколько такой герой соответствовал реальной советской действительности (по всей видимости, о таком соответствии можно говорить применительно ко времени до середины-конца 60-х годов XX века).

Для нас важнее в данном случае другое: герой-носитель перечисленных черт не нуждался в подчёркивании их специальным подтекстовым или говорящим именем. Объективно герой-искатель, энтузиаст, созидатель мог быть именован только нейтральными антропонимами.

В советский период истории русской литературы окончательно проявилась тенденция развития поэтической ономастики (превратившаяся в норму, правило), которая становилась очевидной еще в XIX веке и заключалась в отходе от преимущественного использования явно характеристических, «говорящих» имён и имён с очевидным подтекстом и в значительном обогащении возможностей контекстуальной выразительности обычных, подлинных русских фамилий, введенных в литературно-художественный текст.

© А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (с. 63–64) ISBN 985-439-061-6 Авторское право. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.