Translate

Поиск по этому блогу

четверг, 2 декабря 2021 г.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в аспекте ономастилистики


Практикум 

1) A. C. Пушкин в стихотворении «В. Ф. Раевскому» (1822 год) писал:

Я говорил пред хладною толпой

Языком истины свободной,

Но для толпы ничтожной и глухой

Смешон глас сердца благородный.

Прокомментируйте ситуацию, развёрнутую в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», основываясь на процитированном пушкинском четверостишии. Раскройте смысл заглавия комедии.

2) И. А. Гончаров, анализируя комедию «Горе от ума», отмечал: «Конфликт Чацкого со старым, косным, отжившим типичен и диалектичен, вечен, как мир…»

Что имел в виду писатель? В чём вечность изображенного в комедии конфликта?

3) Почему А. С. Гри­боедов отказался от первоначального варианта и назвал своего героя не Чадским, а Чацким?

4) Одного из героев «Горя от ума» зовут Алексей Степанович Молчалин. Укажите в этой именной формуле то, что сближает данное именование с классицистическими номинациями, и то, что позволяет соотносить его с реалистическими антропонимами.

5) Н. В. Гоголь харак­теризовал Молчалина следующим образом: «Замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающее­ся в люди».

Чацкий говорит о Молчалине так: «Ведь нынче любят бес­словесных».

Какие ассоциации могут вызывать два ключевых слова в этой характеристике: безмолвный и бессловесный? При обдумывании ответа на этот вопрос учтите первое значение слова бессловесный в толковых словарях русского литературного языка.

6) Перечислите антропонимы прямоговорящего типа, встречающиеся в комедии «Горе от ума».

7) Какие приёмы использования ономастических средств в комедии А. С. Грибоедова можно считать по сути своей реалистическими? 

8) Почему одна из глав­ных героинь «Горя от ума» носит имя Софья? 

9) К какому типу литера­турных антропонимов относится фамилия Скалозуб? Раскройте смысл этого именования.

10) Ознакомьтесь с содержанием статьи, важной для понимания восприятия комедии «Горе от ума» в прошлом: Гришунин А. Л. «Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX–ХХ вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979. С. 182–238.

11) Почему «Горе от ума» – комедия, а не драма.

© А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (с. 144–145) ISBN 985-439-061-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.