Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 27 мая 2023 г.

Смысловая, морфологическая мотивировки и фонетическая значимость (по А. П. Журавлёву)

 

Содержательность языковой формы на фонетическом уровне называется фонетическим значением, или фоносемантикой [А. П. Журавлёв]. Данный вид значения следует считать психологическим явлением, которое связано с образным (правополушарным) типом мыслительной деятельности.

Развитие логического мышления, превратившего идеофоны в формальные знаки и лишившего фонему изначальной её функции смыслоносителя, развило вместо фонетической мотивировки смысловую и морфологическую мотивированность (ср. слова, созданные морфологической мотивировкой на базе первоначального идеофона прыг: прыгать, прыжок, прыгун, попрыгунья и т. д.).

Если мы знаем, что такое прыгать, то нам не нужно объяснять, что означает прыгает давление, прыгают цены, прыгает температура, что такое прыжок или попрыгунья.

Смысловая и морфологическая мотивировки более сильны, более определённы, чем фонетическая мотивировка, потому что вполне осознаются нами. Мотивировки такого рода связывают слово уже не с предметом, а с исходным словом, то есть являются вторичными.

Смысловая мотивировка соответствует процессу рационализации мышления. Развитие значений слов в языках современного типа базируется на вторичных мотивировках. Новые слова в наши дни образуются почти исключительно путём переносов по смыслу и морфологическими способами [А. П. Журавлёв].

Примеров образования новых слов на основе фонетической значимости почти нет, если не считать художественные неологизмы в поэтической речи. Языками, богатыми идеофонами, остаются и языки реликтовых народов.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010. С. 201–202.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.