Содержательность языковой
формы на фонетическом уровне называется фонетическим
значением, или фоносемантикой
[А. П. Журавлёв]. Данный вид значения следует считать психологическим явлением,
которое связано с образным (правополушарным) типом мыслительной
деятельности.
Развитие
логического мышления, превратившего идеофоны в формальные знаки и лишившего
фонему изначальной её функции смыслоносителя, развило вместо фонетической
мотивировки смысловую и морфологическую мотивированность (ср. слова, созданные морфологической мотивировкой
на базе первоначального идеофона прыг:
прыгать, прыжок, прыгун, попрыгунья и т. д.).
Если мы знаем,
что такое прыгать, то нам не нужно
объяснять, что означает прыгает давление,
прыгают цены, прыгает температура, что такое прыжок
или попрыгунья.
Смысловая и морфологическая мотивировки более сильны, более определённы, чем фонетическая мотивировка, потому что вполне осознаются нами. Мотивировки такого рода связывают слово уже не с предметом, а с исходным словом, то есть являются вторичными.
Смысловая мотивировка соответствует процессу рационализации мышления. Развитие значений слов в языках современного типа базируется на вторичных мотивировках. Новые слова в наши дни образуются почти исключительно путём переносов по смыслу и морфологическими способами [А. П. Журавлёв].
Примеров образования новых слов на основе фонетической значимости почти нет, если не считать художественные неологизмы в поэтической речи. Языками, богатыми идеофонами, остаются и языки реликтовых народов.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010. С. 201–202.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.