Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 27 мая 2023 г.

Проявления архаического сознания в современном языке

 

Проявления архаического сознания на нынешнем этапе истории человечества сохранились не только у реликтовых народов, но и в определённой мере в обществах незападного типа (их условно можно назвать восточными и южными).

Если западные общества развиваются преимущественно по пути технологического, материального прогресса, то для восточных и южных обществ первостепенное значение имеют духовный и нравственный компоненты их бытия.

Восточные и южные общества в большей мере, чем западные, связаны с образным (правополушарным) мышлением, что ставит их ближе к природе.

Создание искусственной среды у них идёт более медленными темпами. Идеологически они стремятся согласовать деятельность людей с осознанным порядком воспроизводства самой природы.

Что касается проявления архаики в языках современного типа, то такие примеры есть.

До сих пор мы используем фразы типа лес шумит и река течёт. Глаголы здесь употреблены в действительном залоге. Однако логически и фактически это неверно.

Лес – неодушевлённый предмет и сам он никаких действий производить не может. Лес шумит, потому что сквозь его ветви и листья (хвою) проходит ветер.

Река также не может течь сама. Она течёт потому, что её русло образует покатость. Течению способствует напор скапливающейся воды. Почему же мы используем такие выражения?

Формализованные языки современного типа сохраняют традиционные выражения и формулы, которые когда-то были обусловлены образными, чувственными представлениями о явлениях природы и общественной жизни.

Эти представления дополнялись анимистическими верованиями (верой в одушевлённость всего сущего). В результате в языке осуществлялась не соответствующая действительности персонификация понятий.

Приведённые примеры лишний раз подтверждают архаичность языковой формы, которая отображает не только современное, но и прошлое содержание понятий.

На всех этапах истории язык был теснейшим образом связан с умственной жизнью людей и отображал видимое и осмысленное. Он следовал за аналогией и воображением и фиксировал то, что осознавалось в практической жизни и то, как это осознавалось.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010. С. 202–203.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.