Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 8 апреля 2023 г.

О некоторых именованиях фольклорных женских персонажей

 

Обладать высшими качествами и свойствами могут лишь те женские фольклорные персонажи, которые генетически связаны с первоначальными образами мифических женских божеств-демонов, олицетворявших родовые отношения периода матриархата и отображавших древние традиционные представления о значимости женского рождающего начала, покровителя всего живого.

Несомненный подтекст имеют и сказочные женские персонажи, носящие имена Василиса Прекрасная, Василиса-царевна, Василиса Премудрая, Анастасия Прекрасная, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, о чём свидетельствуют среди прочих фактов, связанных с сюжетами соответствующих сказок, также прозвищные эпитеты сказочных героинь и этимология перечисленных женских имён: Василиса – «царственная жена», Анастасия – «возрождённая, воскресшая» (указание на вечное перевоплощение и торжество высшего жизненного начала), Елена – «солнечная», «подобная Солнцу».

Женское имя Милолика, встречающееся в одной из народных сказок, записанных А. Н. Афанасьевым, в содержательном плане соответствует определению Прекрасная, которое является неотъемлемой частью нескольких указанных здесь имён женских сказочных персонажей.

Отнюдь не случайным представляется нам в связи с этим введение в сказочные сюжеты о царственных, солнечных, олицетворяющих жизненное начало героинях образа Жар-птицы, которая представляет собой персонификацию солнечной стихии.

Именем с подтекстом, выполняющим культурно-мифологическую функцию, является также имя сказочной царевны Несмеяны.

Его следует рассматривать с учётом символики смеха, понимавшегося как слияние человеческой души с божеством, как начало, не только сопровождающее жизнь, но и вызывающее её.

Со смехом связывалось жизнеутверждение, творчество, созидание нового мира, радостное обновление, преображение бытия.

Смех понимался как антитеза жизненным неурядицам и конфликтам. Наши предки верили, что смех способствует гармонизации и совершенствованию жизнеустройства.

Несмеющаяся царевна выступает, таким образом, олицетворением смерти. Возвращение к ней смеха означает возрождение, воскресение из мёртвых, возвращение к жизни.

В этом смысле Несмеяна-царевна типологически подобна «возрождённой, воскресшей» Анастасии Прекрасной (прекрасной, как прекрасна сама жизнь).

Эти сказочные образы, как видим, имеют особую функциональную значимость и безусловный «надчеловеческий» статус.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.