Обладать высшими качествами и свойствами могут
лишь те женские фольклорные персонажи, которые генетически связаны с
первоначальными образами мифических женских божеств-демонов, олицетворявших
родовые отношения периода матриархата и отображавших древние традиционные
представления о значимости женского рождающего начала, покровителя всего
живого.
Несомненный подтекст имеют и сказочные женские
персонажи, носящие имена Василиса Прекрасная, Василиса-царевна,
Василиса Премудрая, Анастасия
Прекрасная, Елена
Прекрасная, Елена
Премудрая, о чём свидетельствуют среди прочих фактов, связанных с
сюжетами соответствующих сказок, также прозвищные эпитеты сказочных героинь и
этимология перечисленных женских имён: Василиса – «царственная жена», Анастасия
– «возрождённая, воскресшая» (указание на вечное перевоплощение и торжество
высшего жизненного начала), Елена – «солнечная», «подобная Солнцу».
Женское имя Милолика, встречающееся в
одной из народных сказок, записанных А. Н. Афанасьевым, в содержательном плане
соответствует определению Прекрасная, которое является неотъемлемой
частью нескольких указанных здесь имён женских сказочных персонажей.
Отнюдь не случайным представляется нам в связи
с этим введение в сказочные сюжеты о царственных, солнечных, олицетворяющих
жизненное начало героинях образа Жар-птицы, которая представляет собой
персонификацию солнечной стихии.
Именем с подтекстом, выполняющим
культурно-мифологическую функцию, является также имя сказочной царевны
Несмеяны.
Его следует рассматривать с учётом символики
смеха, понимавшегося как слияние человеческой души с божеством, как начало, не
только сопровождающее жизнь, но и вызывающее её.
Со смехом связывалось жизнеутверждение,
творчество, созидание нового мира, радостное обновление, преображение бытия.
Смех понимался как антитеза жизненным
неурядицам и конфликтам. Наши предки верили, что смех способствует гармонизации
и совершенствованию жизнеустройства.
Несмеющаяся царевна выступает, таким образом,
олицетворением смерти. Возвращение к ней смеха означает возрождение,
воскресение из мёртвых, возвращение к жизни.
В этом смысле Несмеяна-царевна типологически
подобна «возрождённой, воскресшей» Анастасии Прекрасной (прекрасной, как прекрасна сама
жизнь).
Эти сказочные образы, как видим, имеют особую
функциональную значимость и безусловный «надчеловеческий» статус.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.