Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 12 марта 2023 г.

Философия слова в античные времена. Спор о природе слов (имён)

 

Философия слова (имени) в античные времена соответствовала следующему представлению о мире. Мир – это совокупность вещей, размещённых в пустом пространстве.

За вещью скрывается сущность (субстанция). Сущности (субстанции) существуют первично. Они вневременны, неслучайны и безусловны.

Вещь всегда может быть названа, то есть может получить конкретное имя. Но указывает ли имя (слово) только на вещь? Или оно связано также и со стоящими за вещами сущностями (субстанциями)?

На этот вопрос мыслители прошлого не давали однозначного ответа. Идею о том, что каждое имя отображает природу обозначаемой вещи, неразрывно связано с ней и что в именах раскрывается сущность вещей, отстаивали, например, древнегреческий философ Гераклит (около 540 – около 480 года до новой эры) и античные философы-стоики.

Ещё один знаменитый древнегреческий философ – Демокрит (около 460 – около 370 года до новой эры) выступал против природной связи между словом и вещью. Он считал, что вещи обозначаются словами по установлению людей, а не сообразно природе самих вещей.

Спор о природе слов (имён) представлен также в одном из диалогов философа Платона (около 427–347 год до новой эры) – «Кратил». В диалоге излагаются мнения философов Кратила, Гермогена и Сократа.

Кратил утверждает, что у всякой вещи есть правильное имя, что это правильное имя «врождённо и эллинам, и варварам» и оно одно и то же у всех. Правильное имя, за которым стоит сущность вещи, следует отличать от того имени, которое люди, условившись, используют.

Гермоген не соглашается с Кратилом и настаивает на том, что правильность имени заключена не в чем-либо ином, а в договоре и соглашении. Имя не может быть врождённым от природы.

Сократ не считает, что имя всегда связано с сущностью вещи, но и не согласен с тем, что связь имени и вещи обязательно случайна. По его мнению, вначале между именами и обозначаемыми вещами существовала какая-то внутренняя связь. Но впоследствии эта связь была утрачена, и ныне имена и вещи связаны между собой по традиции. 

Философия слова (имени) развивалась далее в средневековой схоластике и была связана с именами Петра Испанского и Оккама.

На рубеже философии нового времени философию слова (имени) разрабатывал немецкий теолог и философ Николай Кузанский (настоящее имя – Николай Кребс, 1401–1464), представитель поздней схоластики, учение которого развивалось в преддверии философии эпохи гуманизма.

Как система, принятая сообществом учёных, философия слова (имени) закончилась в XVII веке. Позже, в XX веке, её как целое продолжали лишь отдельные учёные, в частности, А. Ф. Лосев (1893–1988), среди трудов которого значится и книга «Философия имени» (1927 год).

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.