Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 13 декабря 2022 г.

Материалы к теме «Типология заглавий литературных произведений»

 


1) В творчестве Фёдора Михайловича Достоевского выражена безмерность страданий человека в обществе со звериным оскалом и безмерная боль за эти страдания. В беспокойной атмосфере произведений этого писателя отобразились протест против действительности, раздавливавшей миллионы людей, подобно тому как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, и ощущение непрочности, обречённости, близости краха того рационалистического, превращённого в рынок бытия, где есть цена всему, но утрачены ценности души и нравственности.

Как проявляется тревожное мироощущение Ф. М. Достоевского в поэтике заглавий его произведений? Проанализируйте смысл заглавий романов и повестей писателя в связи с главными идейно-художественными мотивами его творчества.

 2) Назовите произведения русской литературы, в заглавиях которых использованы различные экспрессивно-изобразительные средства языка – полисемия, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения и прочие.

3) Если в заголовке произведения обозначены имя и фамилия вымышленного героя без определяющих, дополняющих и уточняющих слов, такое заглавие следует относить к типу отантропонимических заглавий, не выполняющих проспективную функцию. К какому типу названий можно отнести, например, название широко известной сказки Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (1893 год), образованное от «чистого» зоонима без сопровождающих его слов, или аналогичные названия произведений других авторов?

4) Сравните названия следующих художественных произведений: «Рудин» (роман Ивана Сергеевича Тургенева, первая публикация в 1856 году), «Ванька» (рассказ Антона Павловича Чехова, 1886 год), «Смерть Ивана Ильича» (повесть Льва Николаевича Толстого, первая публикация в 1886 году), «Художник Алымов» (рассказ Владимира Галактионовича Короленко, 1896 год), «Журбины» (роман Всеволода Анисимовича Кочетова, 1952 год), «Пётр Первый» (роман Алексея Николаевича Толстого, 1934 год). Есть ли различия между ними с точки зрения типологии заглавий?

5) Определите, к какому типу заголовков относятся заглавия любых научных книг, учебных пособий и названия студенческих научных сочинений (например, заглавие книги Бориса Александровича Рыбакова «Киевская Русь и русские княжества XIIXIII веков», 1982 год; учебного пособия Александра Константиновича Фёдорова «Спорные вопросы анализа сложноподчинённых предложений», 1982 год; студенческих курсовых работ «Специфика ономастикона пьес А. Н. Островского», «Типология заглавий на примере произведений Н. А. Некрасова»).

6) Сопоставьте в структурно-грамматическом и содержательном планах заглавия рассказов Ивана Алексеевича Бунина с заглавиями рассказов Александра Ивановича Куприна.

7) Прокомментируйте следующие слова А. П. Чехова, сказанные им в письме редактору журнала «Север» от 14 сентября 1891 года: «Рассказ я пришлю (речь шла о рассказе «Попрыгунья» – А. Р.)…, но сказать, как он будет называться, я не могу. Назвать его теперь так же трудно, как определить цвет курицы, которая вылупится из яйца, которое ещё не снесено…».

Известно, что рабочими заглавиями этого рассказа были «Обыватели» и «Великий человек». Перечитайте рассказ, сравните первоначальные заглавия с окончательным вариантом – «Попрыгунья» – и скажите, в чём преимущество существующего заглавия этого рассказа.

8) В рассказе Леонида Николаевича Андреева «В тёмную даль», написанном в 1900 году, молодой человек Николай Барсуков, сын преуспевающего промышленника и финансового дельца, порывает с родителями, с сытой, но скучной, уютно-мещанской жизнью и уходит из отчего дома, тяготясь неправедно, по его мнению, нажитым отцом богатством. Герой выбирает свой путь – в мир борьбы против социального зла. Но почему рассказ носит заглавие «В тёмную даль», а не, скажем, «В светлую даль»? Раскройте смысл заглавия, учитывая идейные воззрения писателя, основные мотивы и проблематику его творчества. К какому типу заглавий принадлежит заглавие рассказа «В тёмную даль»?

9) Проанализируйте аллегорический смысл заглавий двух рассказов Леонида Николаевича Андреева 1901 года – «Набат» и «Стена». Какое произведение Ф. М. Достоевского, возможно, навеяло идею рассказа «Стена» и сам образ стены, вынесенный в заглавие рассказа?

10) В повести Л. Н. Андреева «Красный смех» (1904 год) возобладала экспрессионистическая манера письма и изображения жизни.

Чертами поэтики и стиля экспрессионизма являются: усложненная метафоричность языка, интенсивная сгущённость красок, гиперболизация и гротескность образов, насыщенность произведения символами, аллегорией и олицетворениями и в целом преобладание лирико-субъективного начала над объективно-эпическим. Прочитайте повесть и скажите: что такое «красный смех»? Как понять эту метафору и этот символ? Какой тип заглавия представлен в данном случае?

11) Творчество Михаила Михайловича Пришвина называют крупнейшим явлением советской лирико-философской прозы. Исследователи говорят об особой повествовательной манере писателя, в которой образность русской сказки сочетается с точным рисунком очеркиста и тёплым лиризмом.

Назовите те произведения М. М. Пришвина, в заглавиях которых в наибольшей мере проявляется умение художника-философа ассоциировать природное и человеческое, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.

12) Соотнесите с тем или иным типом заглавий названия следующих произведений советской литературы 1920–1930-х годов: «Хорошо!», «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Стихи о советском паспорте» (Владимир Владимирович Маяковский), «Егор Булычов и другие», «Дело Артамоновых» (Алексей Максимович Горький), «Русь советская», «Персидские мотивы» (Сергей Александрович Есенин), «Железный поток» (Александр Серафимович Серафимович, настоящая фамилия – Попов), «Чапаев», «Мятеж» (Дмитрий Андреевич Фурманов), «Энергия» (Фёдор Васильевич Гладков), «Аэлита» (Алексей Николаевич Толстой), «Республика ШКИД» (Григорий Георгиевич Белых и Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев), «Педагогическая поэма» (Антон Семёнович Макаренко), «Люди из захолустья» (Александр Георгиевич Малышкин), «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков), «Разин Степан» (Алексей Павлович Чапыгин), «Севастопольская страда» (Сергей Николаевич Сергеев-Ценский), «Широка страна моя родная» (Василий Иванович Лебедев-Кумач), «У моря» (Степан Петрович Щипачёв), «Страна Муравия» (Александр Трифонович Твардовский), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Витальевич Вишневский), «Таня» (Алексей Николаевич Арбузов), «Человек с ружьём» (Николай Фёдорович Погодин).

13) Раскройте смысл заглавия стихотворения Александра Александровича Блока «Скифы» (1918 год), принимая во внимание то, что тема России была главной темой, определявшей смысл и содержание социальных, нравственно-философских и эстетических поисков поэта.

14) Сопоставьте заглавия басен авторов XVIII века (например, Ивана Ивановича Хемницера, Ивана Ивановича Дмитриева) с заглавиями самых известных произведений баснописца XIX века Ивана Андреевича Крылова и с заглавиями басен писателя советской эпохи Демьяна Бедного. 

Уясните поэтику заглавий басен как лиро-эпического жанра.  Какой тип заглавий представляют собой заглавия басен вообще? Что общего в заглавиях басен Демьяна Бедного и басенников XVIIIXIX веков? В чём их различие? В какой мере Демьян Бедный использует в заглавиях традиционные фольклорные аллегорические и символические мотивы и образы и как он развивает, расширяет, социально углубляет сам принцип создания образов-символов и образов-аллегорий в новом типе политической, газетной, острозлободневной басни?

15) Определите по толковым словарям русского языка значение слова дума, обратитесь к думам Кондратия Фёдоровича Рылеева, относящимся к революционно-романтическим произведениям русской литературы первой половины XIX века (например, «Димитрий Донской», 1822 год; «Глинский», 1822 год; «Курбский», 1821 год; «Богдан Хмельницкий», 1821 год; «Борис Годунов», 1821 или 1822 год; «Волынский», 1821 или 1822 год; «Смерть Ермака», 1821 год; «Державин», 1822 год; «Боян», 1821 год; «Святослав», 1822 год; «Олег Вещий», 1821 или 1822 год; «Рогнеда», 1821 или 1822 год и другие). Установите специфику заглавий дум К. Ф. Рылеева.

16) Каково существенное отличие заглавий рассказов, повестей и романов, с одной стороны, от заглавий публицистических статей, с другой стороны? Ответьте на поставленный вопрос на примере произведений Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» (роман, 1929–1934 годы), «Хождение по мукам» (трилогия, 1921–1941 годы), «Аэлита» (роман, 1923 год), «Детство Никиты» (повесть, 1919–1920 годы), «Рукопись, найденная под кроватью» (рассказ, 1923 год), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (роман, 1924 год), «Гиперболоид инженера Гарина» (роман, 1927 год), «Гадюка» (повесть, 1928 год), «Граф Калиостро» (повесть, 1921 год), «Старая башня» (рассказ, 1908 год), «Эмигранты» (роман, 1931 год), «Что мы защищаем», «Я призываю к ненависти», «Москве угрожает враг», «Славяне, к оружию», «Мы должны выстоять! Мы выстоим», «Красная армия наступает», «Возмездия!», «Смерть рабовладельцам!», «Родина» (публицистические произведения периода Великой Отечественной войны).

© А. Ф. Рогалев. Литературная ономастика. Практическое пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2021. – 46 с. (с. 35–38). ISBN 978-985-577-704-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.