Рисуя сказку,
позволявшую ему отдохнуть душой, Гоголь, однако, ни на минуту не забывал, что
мир сказочной мечты и поэтической фантастики неизбежно сменится прозой бытия.
В 1835 году
писатель представил читающей публике новый сборник повестей под названием
«Миргород», куда вошли следующие произведения: «Старосветские помещики», «Тарас
Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем».
Данный сборник был снабжён подзаголовком: «Повести,
служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И, действительно, родство
«Миргорода» и «Вечеров» сразу бросается в глаза: и тут, и там – украинская тематика;
в обоих сборниках
романтически-сказочные произведения перемежаются с реалистическими.
И всё же по
своему идейно художественному
замыслу «Миргород»
существенно отличался от
предшествующего сборника.
Если «Вечера»,
«истинно весёлая книга», насыщены, прежде всего, забавной песенно-сказочной
стариной, «чудасией», теми страшными «диковинами», какие рассказываются на
деревенских «вечерницах», и звенят молодым смехом, то в повестях «Миргорода»
сказочно-диковинная старина сменяется исторической былью
«Тараса Бульбы», фантастика народного
предания – в рассказе «Вий» – сплетается с реалистическим описанием старой бурсы, а быт и люди
украинской провинции, разрозненно мелькающие на страницах «Вечеров», в
законченной полноте образов рисуются в «Старосветских помещиках» и в «Повести о
том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
И уже не лицо
рассказчика, а лицо самого Гоголя выступает в «Миргороде» в рельефно выраженном
авторском «я».
Переход от
одного цикла повестей к другому являлся по сути своей возвращением автора из
мира сказки в мир реальный.
Если же учесть,
что восприятие этих двух «миров» Гоголем было контрастным в своей основе, то и
само художественное продолжение «Вечеров», по всей видимости, задумывалось как
противопоставление мечты и яви, причём уже не столько в сугубо национальных и
тем более этнографических рамках, сколько в более значительном и значимом
общечеловеческом масштабе, с учётом свойственного Н. В. Гоголю философского,
абстрактно-планетарного взгляда на частные проявления человеческой истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.