Translate

Поиск по этому блогу

среда, 27 июля 2022 г.

Творчество Н. В. Гоголя. От «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Миргорода»

 


Рисуя сказку, позволявшую ему отдохнуть душой, Гоголь, однако, ни на минуту не забывал, что мир сказочной мечты и поэтической фантастики неизбежно сменится прозой бытия.

В 1835 году писатель представил читающей публике новый сборник повестей под названием «Миргород», куда вошли следующие произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Данный  сборник был снабжён подзаголовком: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И, действительно, родство «Миргорода» и «Вечеров» сразу бросается в глаза: и тут, и там украинская  тематика;  в  обоих сборниках романтически-сказочные произведения перемежаются с реалистическими.

И всё же по своему идейно художественному  замыслу  «Миргород» существенно  отличался  от  предшествующего сборника.

Если «Вечера», «истинно весёлая книга», насыщены, прежде всего, забавной песенно-сказочной стариной, «чудасией», теми страшными «диковинами», какие рассказываются на деревенских «вечерницах», и звенят молодым смехом, то в повестях «Миргорода» сказочно-диковинная старина сменяется исторической  былью  «Тараса Бульбы»,  фантастика  народного  предания в рассказе «Вий» сплетается с реалистическим описанием старой бурсы, а быт и люди украинской провинции, разрозненно мелькающие на страницах «Вечеров», в законченной полноте образов рисуются в «Старосветских помещиках» и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И уже не лицо рассказчика, а лицо самого Гоголя выступает в «Миргороде» в рельефно выраженном авторском «я».

Переход от одного цикла повестей к другому являлся по сути своей возвращением автора из мира сказки в мир реальный.

Если же учесть, что восприятие этих двух «миров» Гоголем было контрастным в своей основе, то и само художественное продолжение «Вечеров», по всей видимости, задумывалось как противопоставление мечты и яви, причём уже не столько в сугубо национальных и тем более этнографических рамках, сколько в более значительном и значимом общечеловеческом масштабе, с учётом свойственного Н. В. Гоголю философского, абстрактно-планетарного взгляда на частные проявления человеческой истории.

Подробно и дополнительно

Философско-аллегорический подтекст имён собственных в повестях Н. В. Гоголя (на материале сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески» и повестей «Нос» и «Шинель») // © А. Ф. Рогалев. Имя и образ. Художественная функция имён собственных в литературных произведениях и сказках. – Гомель: Барк, 2007. – С. 151–169.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.