Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 26 июля 2022 г.

Социальные мотивы в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»

Н. В. Гоголь не был бы Гоголем, если бы его «Вечера на хуторе близ Диканьки»» вольно или невольно не приобретали бы социальных мотивов. Особенно характерна в этом плане повесть «Ночь перед рождеством».

На фоне общего сказочного сюжета и необычного, фантастического повествования весьма приземлённо и прозаически снижено (совсем не в сказочном ключе!) изображается императрица Екатерина Вторая.

В чудесном, сверкающем огнями дворце мы видим «небольшую ростом женщину, несколько даже дородную, с голубыми глазами».

Царственной красотой в повести обладает живущая в украинском селе девушка Оксана. При именовании этой деревенской красавицы Гоголь не случайно использует полную форму личного имени, а не возможные простонародные, уменьшительные или даже уничижительные именные формы.

Это позволяет писателю поставить рядом два имени, созвучных своими последними слогами, – Екатерина и Оксана и тем самым скрыто сравнить их носителей, по крайней мере, в плане их внешних черт и привлекательности.

Художественное сравнение несопоставимых в социальном отношении образов царицы и крестьянки выглядит у Гоголя весьма контрастно: рядом с Оксаной образ живущей во дворце царицы элементарно блёкнет.

Исследователи указывали также на несомненный гоголевский подтекст не менее контрастных по своей семантике титула и фамилии второго после императрицы Екатерины лица в государстве – светлейшего князя Потёмкина, создателя известных из русской истории XVIII века «потёмкинских деревень» [Магазаник, Э. Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе / Э. Б. Магазаник. – Ташкент, 1978. С. 89–90].

Изображение народного быта и окрашенной в яркие фольклорные тона рождественской ночи невольно вызывает в памяти этот потёмкинский «проект», имевший целью с помощью затейливых фанерных домиков отгородить путешествовавшую в Крым императрицу от реальности и заслонить от царственного взора неприглядные картины крепостной деревни.

Контрастно противопоставляя украинскую деревню и официальный Петербург, Гоголь как бы говорил читателю всем контекстом своей повести: мы прячем жизнь за ширмами и декорациями, стараясь убедить себя в реальности тех картин, которые рисуем.

Подробно и дополнительно

Философско-аллегорический подтекст имён собственных в повестях Н. В. Гоголя (на материале сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески» и повестей «Нос» и «Шинель») // © А. Ф. Рогалев. Имя и образ. Художественная функция имён собственных в литературных произведениях и сказках. – Гомель: Барк, 2007. – С. 151–169.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.