Н. В. Гоголь
не был бы Гоголем, если бы его «Вечера на хуторе близ Диканьки»» вольно или невольно
не приобретали бы социальных мотивов. Особенно характерна в этом плане повесть
«Ночь перед рождеством».
На фоне общего
сказочного сюжета и необычного, фантастического повествования весьма приземлённо
и прозаически снижено (совсем не в сказочном ключе!) изображается императрица
Екатерина Вторая.
В чудесном,
сверкающем огнями дворце мы видим «небольшую
ростом женщину, несколько даже дородную, с голубыми глазами».
Царственной
красотой в повести обладает живущая в украинском селе девушка Оксана. При
именовании этой деревенской красавицы Гоголь не случайно использует полную
форму личного имени, а не возможные простонародные, уменьшительные или даже
уничижительные именные формы.
Это позволяет
писателю поставить рядом два имени, созвучных своими последними слогами, – Екатерина и Оксана и тем самым скрыто сравнить их носителей, по крайней мере, в
плане их внешних черт и привлекательности.
Художественное
сравнение несопоставимых в социальном отношении образов царицы и крестьянки
выглядит у Гоголя весьма контрастно: рядом с Оксаной образ живущей во дворце
царицы элементарно блёкнет.
Исследователи
указывали также на несомненный гоголевский подтекст не менее контрастных по
своей семантике титула и фамилии второго после императрицы Екатерины лица в
государстве – светлейшего князя Потёмкина, создателя известных из
русской истории XVIII века «потёмкинских деревень» [Магазаник, Э. Б.
Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе / Э. Б. Магазаник. – Ташкент,
1978. С. 89–90].
Изображение
народного быта и окрашенной в яркие фольклорные тона рождественской ночи
невольно вызывает в памяти этот потёмкинский «проект», имевший целью с помощью
затейливых фанерных домиков отгородить путешествовавшую в Крым императрицу от
реальности и заслонить от царственного взора неприглядные картины крепостной
деревни.
Контрастно
противопоставляя украинскую деревню и официальный Петербург, Гоголь как бы
говорил читателю всем контекстом своей повести: мы прячем жизнь за ширмами и
декорациями, стараясь убедить себя в реальности тех картин, которые рисуем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.