Translate

Поиск по этому блогу

пятница, 22 июля 2022 г.

Разноплановая информация в художественном тексте

 


Полноценный филологический анализ литературного произведения должен учитывать разноплановую информацию, заключённую в любом художественном тексте.

Так, содержательно-фактуальная информация, связанная с темой и сюжетом произведения, позволяет узнать, о чём и что рассказывается в произведении.

Содержательно-концептуальная информация связана со средствами знаковой организации художественного текста, способами и приёмами раскрытия идейно-тематического плана произведения.

Наконец, содержательно-подтекстовая информация даёт возможность осознать цели и мотивы создания текста и отвечает на вопрос, зачем созданы те или иные образы и описаны соответствующие перипетии сюжета.

С учётом именно этой информации, как правило, и открывается смысл рассказа или повести, поэмы или романа. Уяснение произведения при этом неизбежно оборачивается интерпретацией текста, той или иной его трактовкой, которая по сути своей есть не что иное, как сотворчество автора и читателя, их совместное видение предмета изображения, взаимодействие авторской и читательской мысли.

Поиски содержательно-подтекстовой информации являются, пожалуй, наиболее увлекательной, хотя и весьма трудной частью анализа художественного произведения. Как раз здесь и проявляется во всей своей широте и глубине сущность филологического анализа текста как комплексного подхода к художественному объекту с учётом лингвостилистических, литературоведческих, философских, социальных, психологических, эстетических, культурологических, исторических, биографических (относящихся к жизни автора) и возможных иных фактов, сведений и обстоятельств.

© А. Ф. Рогалев. Имя и образ. Художественная функция имён собственных в литературных произведениях и сказках. – Гомель: Барк, 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.