Рассмотрите заглавие
романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» (1863 год) в плане его
воздействия на читателей в контексте идейно-политической и литературной
полемики в 1860–1870-е годы.
Для этого необходимо знать
содержание романа, идейно-эстетические взгляды автора, считавшего, что
искусство должно «быть учебником жизни».
Заголовки каких текстов
напоминает название романа? Каковы, соответственно, стилистико-содержательные
признаки заглавия «Что делать?»
Как воспринимается знак
вопроса в предтекстовой позиции заглавия и после прочтения романа? Меняется ли
при этом содержательный акцент заглавия и его стилистика?
Как связаны с заглавием
романа «Что делать?» композиционные особенности произведения, раскрытие
ключевых образов в диалогах и монологах, в постоянных беседах и спорах,
«теоретических разговорах», а также своеобразные вмешательства автора в жизнь
героев и его рассуждения о женской независимости, пользе наук, страстные
обращения к читателям, например:
«Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это
не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нём… Наблюдайте,
думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью… Читайте
их, – их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь, – наблюдать её интересно,
думайте, – думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не
спрашивается, – их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это
желание нужно… Попробуйте – хорошо!».
Как сам автор отвечал на
поставленный им вопрос в заглавии романа?
© А. Ф. Рогалев. Литературная
ономастика. Практическое пособие. Гомель: Гомельский
государственный университет имени Франциска Скорины, 2021. – 46 с. (с. 29–30). ISBN 978-985-577-704-6
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.