Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 27 мая 2025 г.

Два основных подхода к изучению языка в истории языкознания

 

В языкознании издавна наметились два основных подхода к изучению языка: с одной стороны, язык рассматривается как самостоятельное системно-структурное образование, а с другой – в связи с иными явлениями (человеком, человеческим мышлением, обществом, этносом, культурой).

Так, древнегреческая философия, в недрах которой зародилось европейское языкознание, рассматривала язык преимущественно в его отношениях к мышлению и внешней действительности.

Напротив, первый дошедший до нашего времени лингвистический труд, написанный в Древней Индии двадцать пять с лишним веков тому назад («Грамматика» Панини), целиком посвящён описанию устройства языка (прежде всего фонетики и грамматики) и, соответственно, выяснению внутренних свойств и признаков языка, определяющих его сущность.

В дальнейшем одни учёные, учитывая связи языка с другими явлениями жизни, изучали язык через его отношение к внеязыковым явлениям – мышлению, обществу, культуре, истории, окружающей действительности, человеку.

Другие стремились понять язык, рассматривая его как бы изнутри, по мере возможности изолируя язык от внешних факторов.

Разумеется, эти два подхода к изучению языка (язык как «вещь в себе», по определению классика лингвистической науки Фердинанда де Соссюра, и язык в связи с внешними факторами) в трактовке некоторых лингвистических школ и в трудах отдельных учёных переплетались, что, однако, не исключало факта их наличия практически на всех этапах развития науки о языке.

В рамках двух указанных подходов к исследованию языка в истории языкознания возникали и развивались многочисленные лингвистические школы, направления и течения, с которыми связано обоснование тех или иных концепций[1].

© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и философия языка. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2012. – 312 с. (с. 111–115).


[1] Концепция – это система взглядов и основная идея, предполагающие представление сущности изучаемого объекта или явления, в данном случае – сущности языка.