В языкознании
издавна наметились два основных подхода к изучению языка: с одной стороны, язык
рассматривается как самостоятельное системно-структурное образование, а с
другой – в связи с иными явлениями (человеком, человеческим мышлением,
обществом, этносом, культурой).
Так,
древнегреческая философия, в недрах которой зародилось европейское языкознание,
рассматривала язык преимущественно в его отношениях к мышлению и внешней
действительности.
Напротив,
первый дошедший до нашего времени лингвистический труд, написанный в Древней
Индии двадцать пять с лишним веков тому назад («Грамматика» Панини), целиком
посвящён описанию устройства языка (прежде всего фонетики и грамматики) и,
соответственно, выяснению внутренних свойств и признаков языка, определяющих
его сущность.
В дальнейшем
одни учёные, учитывая связи языка с другими явлениями жизни, изучали язык через
его отношение к внеязыковым явлениям – мышлению, обществу, культуре, истории,
окружающей действительности, человеку.
Другие
стремились понять язык, рассматривая его как бы изнутри, по мере возможности изолируя язык от внешних факторов.
Разумеется,
эти два подхода к изучению языка (язык
как «вещь в себе», по
определению классика лингвистической науки Фердинанда де Соссюра, и язык в связи с внешними факторами) в
трактовке некоторых лингвистических школ и в трудах отдельных учёных
переплетались, что, однако, не исключало факта их наличия практически на всех
этапах развития науки о языке.
В рамках двух указанных подходов к исследованию языка в истории языкознания возникали и развивались многочисленные лингвистические школы, направления и течения, с которыми связано обоснование тех или иных концепций[1].
© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и
философия языка. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2012. – 312 с. (с. 111–115).
[1] Концепция – это система взглядов и основная идея, предполагающие представление сущности изучаемого объекта или явления, в данном случае – сущности языка.