Translate

Поиск по этому блогу

среда, 17 января 2024 г.

Комментарий к рассказу Артура Конан Дойля «Коричневая рука»

 

Помню, в детстве мы боялись рассказов о Чёрной руке. Это были обычные детские страшилки, но воспринимались они с ощущением дискомфорта и при сгущении атмосферы мистического ожидания.

«Чёрная рука идёт по улице... Чёрная рука подходит к твоему дому… Она уже у дверей. Она открывает двери. Она входит в твою комнату…»

Редко рассказ доходил до самого апогея – когда Чёрная рука хватает за горло и душит. Перед этим, самым страшным фрагментом повествования, мы решительно прерывали рассказчика.

Потом всё начиналось сначала. Такой была эта мистическая игра, которая, возможно, своими истоками была связана не только с бытовавшими в 1960-е годы «тёмными» городскими легендами, сложившимися в смутное время репрессий и в период после немецко-фашистской оккупации, но и с сохранявшимися в подсознании древними мифами о тёмной силе, довлеющей над людьми.

Вспомнились эти детские «ужастики», когда вдруг пришлось заняться с позиций не только читателя, но и аналитика рассказом Артура Конан Дойля «Коричневая рука» («The Brown Hand»).

Из истории рассказа. Данное произведение было впервые опубликовано в мае 1899 года в журнале «Strand Magazine», который издавался в Великобритании с января 1891 года по март 1950 года.

В этом журнале публиковались произведения писателей, ставших впоследствии классиками детективного и приключенческо-фантастического жанров, в частности, Агаты Кристи, Герберта Уэллса, Жоржа Сименона и других, в том числе и сэра Артура Конан Дойля.

За основу сюжета рассказа «Коричневая рука» была взята индийская городская легенда о мусульманине, потерявшем руку после аварии и умершем спустя несколько месяцев. После смерти он якобы бродил как призрак в поисках потерянной при жизни руки.

Артур Конан Дойль домыслил легенду, придумал двух основных персонажей – пожилого хирурга Доминика Холдена и его племянника доктора-невропатолога Хардэйкра и представил вполне понятную и даже объяснимую историю, которая непосвящённым в запредельную бытийность может показаться странной и надуманной из-за введённой в её содержание яркой мистической доминанты.

Что же в нашем понимании самое главное и существенное в рассказе «Коричневая рука»?

Таковыми мы считаем следующие его части.

1) Описание появляющегося в ночи призрака.

«Вот я расслышал тихое шарканье словно бы войлочных туфель, с трудом различил силуэт человека, крадущегося со стороны двери.

Вот он вступил в полосу лунного света, и стало ясно видно и его самого, и его одежду.

Это был мужчина, невысокий и коренастый, в просторном тёмно-сером балахоне до пят. Луна осветила половину его лица, и я увидел, что оно тёмно-коричневого цвета, а чёрные волосы собраны на затылке в пучок, как у женщины.

Он медленно продвигался вперёд, глаза его были устремлены на ряд банок, в которых хранились печальные реликвии людских страданий…» 

2) Поиски рассказчиком (доктором Хардэйкром) объяснения увиденному им ночью.

«Около полудня я уже сидел в своей приёмной и перечитывал то место в недавно вышедшей книге по оккультизму, которое привлекло моё внимание, когда я только купил её.

– Что касается духов, связанных с землёй, – писал их знаток, – то если перед смертью они были одержимы навязчивой идеей, эта идея способна удержать их в нашем материальном мире.

Эти духи своего рода амфибии, они могут существовать и в этой жизни, и в иной, как черепахи живут и на суше, и в воде.

Причиной того, что душа оказывается столь крепко привязанной к жизни, которую покинуло тело, может быть любая сильная страсть. Известно, что такой эффект производят алчность, жажда мести, тревога, любовь, жалость.

Как правило, подобные чувства порождаются неисполненным желанием, и если желание выполнить, материальная связь слабеет.

Описано немало случаев, когда духи преследуют людей с редкостным упорством, но исчезают, стоит лишь выполнить их желание, причём иногда бывает достаточно заменить предмет, которого они добиваются, чем-то сходным».

Сопоставим эти фрагменты с развёрнутой цитатой из собственной книги на тему о непознанных феноменах и мистике (© А. Ф. Рогалев. Интеллектуальная эзотерика. Гомель: Велагор, 2018, с. 123).

«Обратимся к теме ходящих покойников, о которых существуют поверья и повествуется в легендарно-сказочных сюжетах. Кто они такие, эти ходящие мертвецы?

Подлинными блуждающими покойниками являются элементарии – остающиеся в физическом мире астральные тела умерших, поддерживающиеся энергией каких-то сильных страстей, эмоций и желаний, часто желания мести. Но элементарии не воспринимаются человеческим зрением. О ком же в таком случае рассказывается в сказках и поверьях о видимых мертвецах?

Конечно, это не физические тела умерших, а их материализованные голограммы. Понятно, что эти плотные голограммы, воспринимаемые как настоящие физические тела, создаются с определённой целью, но отнюдь не людьми. Цели создания голограмм следующие:

1) для наглядного доказательства людям существования иной реальности;

2) для острастки людей, самоуверенно считающих себя хозяевами жизни;

3) для прямого запугивания и даже терроризирования жителей того или иного населённого пункта, имеющих какую-то коллективную карму (энергетический грех), тем более что ходящие мертвецы могут не просто мелькать перед очевидцами, но и совершать определённые насильственные действия, которые всегда являются не чем иным, как наказанием действительно виновных в чём-то.

Оживать могут также мумии, но опять-таки не сами по себе, а только после вселения в них неких Сутей из астрального мира, как правило, отрицательных. Люди к оживлению мумий не имеют никакого отношения.

При этом мумии, как показывается в художественных фильмах и повествуется в литературных произведениях, написанных в жанре фэнтези, являются орудием наказания людей за совершение каких-то неблаговидных поступков (разорение святилищ, раскапывание заклятых могил, поиски сокровищ в заповедных местах и т. д.).

От ходящих мертвецов и оживших мумий следует отличать зомби, которые всегда являются живыми людьми. Сознание зомби берётся под контроль или блокируется психотропными средствами, гипнотическим внушением, вживлёнными в тело электронными чипами, а также в результате вселения Сутей из тонкого мира.

Человек-зомби частично или полностью управляем и производит требуемые от него действия, чаще всего связанные с антиобщественными поступками, возмущением больших масс людей, террористическими актами, но иногда совершает и то, что квалифицируется как подвиг.

Зомбирование включено в жизненную программу человека, который таким способом накапливает необходимые для его душевного строя энергии; искупает свои прежние грехи; наказывает иных грешников; внушает тем или иным группам людей страхи, требуемые для выработки соответствующих типов энергий; направляет сознание населения в нужное мыслительное русло.  Ничего не происходит просто так или случайно. В любом проявлении мира есть своя, может быть, непонятная или непонятая до поры до времени закономерность».

Обратимся вновь к рассказу Артура Конан Дойля. Описанный в нём несомненный элементарий (правильнее – материализованная голограмма, которую можно было воспринимать зрительно только в ночную пору) вёл себя, по крайней мере, во внешних проявлениях, вполне мирно, хотя изматывал день за днём, месяц за месяцем – целых четыре года – психику доктора Доминика Холдена и его жены.  

Фактически это был способ «мягкого» террора, избранного некой запредельной силой как наказание доктора за несомненные прегрешения, связанные с его коллекцией человеческих органов и тканей.

Сомнительным представляется только самый финал: призрак обрадовался подобранной для него чужой руке смугло-коричневатого цвета, выразил благодарность хозяину дома, а потом исчез навсегда.

Более вероятным был бы иной финал: элементарий в гневе из-за явной подмены органа (это он бы определил точно!) разносит всю лабораторию Доминика Холдена и наносит смертельный удар ему самому.

© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. 2-е изд. Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.