Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 2 апреля 2023 г.

Натуральные языки и архаическое сознание

 

Натуральные языки соответствуют следующим двум основным идеям архаического сознания при взгляде на мир:

- постоянство, повторяемость, пластичность (текучесть) форм материи;

- материальное единство мира, целостность, равновесие.

Наши предки воспринимали мир как систему взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимозависимых явлений и реалий, хотя эти взаимосвязи больше ощущались, чем осознавались.

Люди верили в бесконечную повторяемость одних и тех же комбинаций природных и социальных процессов, что и соответствует цикличной модели мира.

Если мир целостен и цикличен, то он замкнут в пространственно-временном отношении. Он движется и не движется, меняется и не меняется одновременно.

Движение мира (то есть материи) есть постоянное материальное превращение, перевоплощение, трансформация. Одним из состояний материи является духовная сущность (сила).

Эта сущность – не что иное, как неисчезающая энергия, обеспечивающая движение одного и того же мира, который повторяется вечно и в котором всё связано незримыми нитями.

Носителями этой «силы» являются люди, животные, растения, географические объекты и все прочие реалии. При гибели материальной оболочки «сила» высвобождается и начинает новое, независимое от прежнего «организма» существование. В основе мира лежит бесконечное круговращение.

Эти идеи обусловливали образ жизни и хозяйственную деятельность архаичных социумов, направленные на поддержание экологического равновесия, баланса между обществом и природой, на рациональное природопользование.

Архаическое сознание отображалось в языке, как и современное сознание, в соответствии с формулой мир → мысль → язык (язык отображает мир сквозь призму сознания и мышления), но отображалось весьма своеобразно.

Поскольку древний человек не выделял себя из рода, к которому принадлежал, мыслил о себе как о неотъемлемой части коллектива, местоимения я и мой в языках мира являются достаточно поздними, а множественное число в грамматике появилось значительно раньше, чем единственное.

Понятия рождались парами, так как они возникали из сравнения, мыслились через сопоставление со своей противоположностью. Противоположности нередко обозначались одним корневым элементом (укажем в качестве примера русские слова начало и конец; ср. искони – «с начала»).

В древнеегипетском языке одними словами обозначались понятия света и тьмы, сильного и слабого, понятия «брать» и «оставлять», «почитать» и «презирать» и другие.

В арабском слове азрум сочетаются значения «сила» и «слабость». Древнеиндийское слово асура означало «добрый дух» и «злой дух». Противоположности в сознании людей одновременно были слиты и обособлены. Считалось, что одно обладает способностью становиться другим и приобретать его свойства.

Действие какого философского закона напоминает существование так называемых парных понятий в первобытной культуре?

Наши предки отождествляли слова с предметами, а представление – с самим предметом, к которому оно относилось. Считалось, если существует какое-то слово, то существует и предмет, им обозначаемый.

Идеальное не отличалось от материального. Всякое идеальное представлялось как материальное, даже нравственные понятия – такие как добродетель и порок.

Различия грамматического рода с точки зрения современного носителя европейских языков кажутся непонятными и абстрактными, а в языке даяков с острова Борнео род слова определяется аналогиями с двумя понятиями – сильный и слабый.

Например, о сильном дожде говорят так: «Уитаначайса!»«Мужчина дождь этот!». Средний грамматический род в разных языках появлялся позже мужского и женского рода и закреплялся тогда, когда язык превращался в максимально формализованную знаковую систему.

Первобытные люди ощущали жизнь как движение, и окружающий мир представлялся им вечно движущимся, несущимся прямо на них, мимо них и пляшущим вокруг них. Все предметы и явления мыслились в действии, а не в состоянии покоя.

На древних рисунках эпохи палеолита люди и звери неизменно куда-то бегут. Копья и стрелы изображены брошенными в воздух, сказанные слова, выраженные чувства и страсти показаны зигзагообразными линиями.

В архаическом индейском языке хопи (Северная Америка) слова молния, пламя, волна – глаголы. Во многих иных архаических языках слова с предметным значением также подобны глаголам.

Американский лингвист Бенджамин Уорф писал по этому поводу: «Перед нами как бы монистический взгляд на природу, который порождает только один класс слов для всех видов явлений».

Представления о движении мира формировались на основе непосредственного созерцания. День сменялся ночью, ночь – днем, зима – летом, лето – зимой. Ребёнок становился взрослым, старел, умирал и… рождался вновь.

В австралийском языке аранта эти метаморфозы отображались следующим образом: мужчина, например, в течение его жизни обозначался последовательно пятнадцатью разными словами от «ребёнка» до «старца». У многих народов в обычае было менять имена по мере взросления человека. Существовали, в частности, детские имена, юношеские имена и имена для взрослых.

Существующие реликтовые языки наглядно отображают архаические представления о материальном единстве и целостности мира. Это проявляется в уподоблении и отождествлении явлений и реалий окружающей действительности. Уподобление и отождествление осуществляются на основе аналогии и воображения.

© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка).Гомель: Барк, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.