Принципиально важным является уяснение того, как становится возможным усвоение языка в процессе развития и социализации ребёнка; каковы «механизмы», обеспечивающие саму организацию, использование и эволюцию языка; при каких условиях осуществляется речевая деятельность и, наконец, в какой мере социальный фактор предопределяет состояние языка на каждом данном этапе его истории.
У людей, в отличие от животных, есть запрограммированная способность к овладению языком, и биологическим «фундаментом» этой способности является более высокий уровень развития человеческой души и, соответственно, человеческого сознания.
В науке долгое время господствовало мнение о том, что основания для усвоения языка лежат исключительно вне человека, в окружающей его социальной действительности, в санкционированных обществом нормах и способах общения.
Американский лингвист Наум Хомский был первым, кто высказал мысль о том, что языковая способность человека генетически детерминирована.
По его мнению, в сознании каждого человека представлена как система некоторая грамматика, определяющая фонетические, синтаксические и семантические свойства бесконечного числа всех возможных фраз данного языка.
В настоящее время большинство учёных сходятся во мнении, что усвоение ребёнком языка – это лишь частный случай проявления закономерностей овладения ребёнком знаний любого рода.
В центральной нервной системе помимо врождённых языковых структур имеются другие врождённые структуры, образующие основу познавательной деятельности человека.
Поскольку начальному, исходному состоянию развития ребёнка присущи некоторые врождённые языковые знания, то языковое развитие личности есть простая актуализация заданного с самого начала набора возможностей.
Наличие врождённых языковых структур при условии воздействия стимулов, получаемых ребёнком от взрослых, обеспечивает усвоение им соответствующего конкретного языка (конкретной грамматики).
Исследования психологов показывают,
что дети в возрасте до шести месяцев издают более тысячи разных по тональности
звуков, и все эти звуки у них, независимо от национальности, абсолютно одинаковы.
Частота, на которой издают свой
первый крик все младенцы, независимо от пола и места рождения, равна 440 Гц с возможными
отклонениями в три процента.
Лишь после шести месяцев появляются
звуки, которые уже имеют какие-то специфические этноязыковые особенности.
Все дети мира начинают разговаривать
примерно в одном возрасте – между 18-м и 28-м месяцами от рождения. Язык,
возможно, запускается своеобразными «биологическими часами» – подобно тому, как
котята раскрывают глаза через несколько дней после рождения, а куколка превращается
в бабочку, мотылька через несколько недель.
Согласно эзотерическим знаниям, в
энергетической структуре человека, помимо матрицы души, имеются ещё несколько
матриц, в том числе матрица понятий. Составной частью матрицы понятий является
матрица языка, которая и начинает функционировать примерно с полутора-двух лет.
Человек не говорит от рождения, потому что не обладает врождённым языком, но благодаря заложенным в нейронной структуре мозга возможностям быстро и легко усваивает язык и пользуется им при условии, если от рождения живёт и воспитывается в человеческом обществе, в социальной среде.
Вне общества человек говорить не научится. Поэтому язык нельзя понимать как сугубо биологический феномен. В нём сочетаются два начала – биологическое и социальное.
Социальное формирует человеческую личность, в том числе и языковую её составляющую. Биологическая основа языковой способности развивается в детстве под влиянием именно социальных факторов, в процессе общения со взрослыми.
Непрерывность действия социальных факторов является условием сохранения и развития биологической основы языковой способности и формирования языка, начала речевой деятельности как родового признака человека.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.