Translate

Поиск по этому блогу

вторник, 15 марта 2022 г.

Мифологические и сказочные образы в литературных сюжетах

 

Рисунок И. Тоидзе к "Песне о Соколе"

Случается, что мифологические и сказочные образы, восходящие к определённым архети­пам, попадают в литературный сюжет.

Если писатель (поэт) создаёт авторскую сказку на основе сказочно-мифологических сюжетов с сохранением всей присущей истинной сказке атрибутики, то в авторском тексте мы будем встречать фольклорно-мифологические имена. Именно такой тип поэтических антропонимов характерен, например, для сказок А. С. Пушкина.

В других случаях перенесённые номинации перестают быть фольклорно-мифологическими именами и превращаются в литературные антропонимы, обязательно трансфор­мируются и используются в ином, нежели в мифах и фольклоре, значении и в особом качестве.

Так, в поэзии Марины Цветаевой встречается большое количество античных мифологических имён – Афродита, Орфей, Эол, Феб, Ариадна, Лета и т. п. В большинстве своём они, не изменяясь формально, наполняются новым, символическим содержанием, приобретают обобщающий переносный смысл.

В «Песне о Соколе» Максима Горького действуют два символических персонажа – Сокол и Уж, причем Сокол – это не просто символ отваги и уда­ли, как, например, в «Слове о полку Игореве», но и символ героического борца, аллегорическое обозначение революционера, условный его знак. Уж, наоборот, символизирует консерватора-обывателя, которому чужды и непо­нятны порывы души, гордые призывы к свободе, к свету.

Используемые в литературных произведениях переосмысленные мифологические и сказочные имена являются именами-символами.

Подробнее в книге: © А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (с. 79 и след.) ISBN 985-439-061-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.