Translate

Поиск по этому блогу

среда, 9 февраля 2022 г.

Антропоним Владимир Красное Солнышко в русских былинах

 


В русских былинах неоднократно встречается антропоним Владимир Красное Солнышко. В эпическом образе князя воплотились народные понятия о государственности. Имя Владимир – это факт собственно исторического слоя былин, связанного с эпохой Киевской Руси, временем княжения Влади­мира Святославича (годы жизни 958–1015). Не случайно именно город Киев в былинах является мес­том основных событий и предстает как исторический центр Русской земли.

Однако изучать историю по былинам нельзя. Историчность былин мнимая, кажущаяся. Былины – это художественные произведения в форме богатыр­ских и фантастических по содержанию песен.

Исторические реалии, с кото­рыми мы время от времени встречаемся в разных былинах, в том числе и ре­ально-исторические антропонимы (имя Владимир, например), не имеют суще­ственного значения для понимания былин, потому что на первом плане здесь – не изложение истории, а исторические обобщения, реализованные в художественно-фантастической форме. Более того, появление в былинах имени Владимир было обусловлено не столько обобщением исторических событий конца X – начала XI веков, когда активно складывались многие героичес­кие былины как эпический жанр, сколько творческой работой создателей и хранителей былин.

Проанализируйте этимологическую семантику антропонима Владимир. Поче­му создатели богатырских героических песен предпочли это имя из ряда иных возможных имён властителей-князей, в том числе и реальных, если счи­тать, что в былинах художественно преломлялись действительные историче­ские факты и события? При ответе на этот вопрос учтите роль эпического жанра в период становления русской раннефеодальной государственности.

При осмыслении былинного имени Владимир Красное Солнышко следует принимать во внимание, что сами былины складывались на основе предшест­вующих мифов, и образы правителя-вождя (царя, князя) имеют органическую связь с древними образами мифологических (божественных, тотемных в сво­их истоках) предков.

Подумайте, в чём проявляется мотив божественного происхождения «стольно-киевского» князя Владимира? Какую мифологическую подоснову имеют такие фольклорные эпитеты, как светлый, пресветлый князь (царь), царь-батюшка?

Отвечая на эти вопросы, свяжите образ Владимира Красное Солнышко с персонажем волшебных сказок, наделённым мифоперсонимом Солнце-царь, и обратите внимание на древний обычай класть в первую брачную ночь между супругами деревянное резное изображение тотемного характера, что симво­лически подчёркивало важнейшую функцию мифического предка – функцию прародителя племени, общины, любой социальной группы людей.

Вождь (царь, князь) в исторических преданиях, подобно древнейшему мифологическому персонажу, выполняет ещё целый ряд функций: культурную (хранитель, блюститель традиций), устроительную (организатор определён­ного единения, обосновывающий право на соответствующую территорию), магическую (вождь-жрец, обеспечивающий благополучие народа, расположение и покровительство высших сил), военную (защитник своей земли и народа от посягательств извне).

С какой из этих функций связаны:

а) легенды и предания об основании тех или иных городов и селений конкретным князем или царём;

б) именование киевского князя Олега Первого – Олегом Вещим (вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»)?

© А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (с. 95–97) ISBN 985-439-061-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.