Translate

Поиск по этому блогу

пятница, 12 июля 2019 г.

О самоубийстве истинно верующей Катерины из драмы А. Н. Островского "Гроза"

Бросаясь в Волгу, Катерина преодолевает религиозный страх перед самым тяжким грехом – самоубийством, принимает на себя двойной грех (измена мужу и самоубийство).
И не верит чистая и благопристойная Катерина в адские смоляные котлы. У неё всё-таки осталась надежда на самый яркий, самый желанный для неё заоблачный мир.
Пусть она попадёт пока в могилу, но ведь «под деревцем могилушка… Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут…».
При последней встрече с Борисом Катерина наказывала ему: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу».
Одними из последних слов Катерины были: «Кто любит, тот будет молиться…»Она верит в вечную жизни души и в возможность её спасения молитвой тех, кто остался в этой жизни, кто её будет помнить и любить.
Печатный источник: © А. Ф. Рогалев. Имя и образ в драме А. Н. Островского «Гроза» (ономастическое прочтение) // Филологические науки. 2010. № 4. С. 15–26. Авторское право. Ссылка обязательна.
***********
Но как же так? Катерина, судя по тексту драмы, боится греха как такового больше всего на свете. А здесь она вдруг преодолевает страх перед самым страшным грехом для верующего человека. Нет ли здесь неувязки или некоей запутанности в образе главной героини "Грозы"?
На наш взгляд, нет. 
По всей видимости, в жизненной программе Катерины Кабановой самоубийство значилось как альтернативный пункт опыта души в земной деятельности.
То есть человеку даётся свободный выбор: или терпеть и страдать дальше, или уйти, сполна пресытившись постылой жизнью. При наличии такого выбора в жизненной программе душа виновной не считается.
Такое бывает и происходит довольно часто в реальной жизни. 
И только с учётом этого обстоятельства можно понять и принять то, как и каким образом ушла Катерина из этого мира. В противном случае финал драмы оказывается не мотивированным убеждениями и образом мышления женщины.
Заметим, что водная стихия, которая приняла исстрадавшуюся Катерину, является древним художественно-мифологическим и эзотерическим образом переходной среды от одного плана бытия в другой, из человеческой яви в запредельность. 
Источник: © А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012. Авторский материал. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.