Признание влияния языка на человека и общество, однако, не означает, что люди «в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества» (точка зрения американского этнолингвиста Эдуарда Сепира).
Из факта влияния языка на человека не следует и то, что язык якобы находится между человеком и воздействующей на него природой и обусловливает восприятие действительности и что предметный мир создаётся языком.
Язык не может рассматриваться в качестве фактора, определяющего характер и развитие человеческого мышления и познания, а также культуры человеческого общества.
Здесь уместна следующая аналогия: географическая среда является необходимым условием существования человеческого общества, но она не является определяющим фактором его развития (таковым следует считать материальное производство).
Язык нельзя возводить в абсолют, нельзя превращать в своеобразную магию. Язык может придавать лишь некоторые специфические этнонациональные черты тем явлениям духовной культуры, которые выражаются посредством него.
Однако национальная специфика этих компонентов духовной культуры не исчерпывается теми чертами, которые обусловлены языковым способом их выражения. Известно, например, что произведения художественной литературы сохраняют некоторые специфические национальные особенности и при переводе на другие языки.
► Проверьте истинность или ложность данных ниже суждений.
1) Язык фиксирует концептуальный мир человека.
2) Каждый язык соотносится через сознание и мышление людей с одним и тем же объективным миром.
3) Расхождения в системе слов и их значений и в системе грамматических категорий проистекают из различного опыта людей по освоению одного и того же мира.
4) Реальная действительность одинаково отображается во всех языках.
5) В каждом языке находит выражение разнообразие творческой познавательной деятельности человека как личности и как представителя какого-либо этноса.
6) Языковая система зависит от географических и культурно-исторических условий жизни народа, от этнической психологии и образа мышления.
7) Язык не может быть интерпретацией этого мира, но используется для создания различных интерпретаций и различных концепций.
8) Любая теория, зафиксированная в языковых выражениях, является определённой концептуальной картиной мира.
9) Языковая система не связана с истинностью или ложностью самой теории.
10) Каждый конкретный язык как языковой вариант человеческого языка в своём своеобразии преобразует действительность, а иногда её искажает.
11) Объём значений слов в различных языках, относящийся к аналогичным референтам, может быть разным, поэтому каждое слово имеет свой особый круг употребления.
12) Система любого языка, какой бы она ни была по своему устройству, даёт возможность отобразить любой предмет, любую связь явлений адекватно их естественной природе.
13) Язык способен передавать всю совокупность знаний как элементов (единиц) индивидуального сознания, всё богатство, весь спектр индивидуального сознания.
14) Обозначение какого-либо предмета или явления содержит в себе свойства обозначаемого.
15) Из отдельных звеньев-высказываний составляется вся система языка, способного в своей целостности фиксировать доступный познанию материальный мир.
16) В образовании и употреблении языка находит своё выражение характер субъективного восприятия предметов.
17) Каждую человеческую индивидуальность, независимо от языка, можно считать носителем особого мировоззрения.
18) Образование индивидуального мировоззрения осуществляется посредством языка.
19) Каждый язык формирует вокруг народа, которому он принадлежит, пространство в виде круга, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг.
20) Неправильно полагать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка.
21) Реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы. Характер познания действительности зависит от того, на каких языках мыслят познающие субъекты.
22) Мы слышим, видим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения.
22) Грамматика любого языка есть инструмент для воспроизведения мыслей.
23) Грамматика сама формирует мысль, является программой и руководством мыслительной деятельности человека.
24) Сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или, по крайней мере, при соотносительности языковых систем.
25) Язык, несмотря на его огромную роль, напоминает в некотором смысле внешнее украшение более глубоких процессов нашего сознания, которые уже наличествуют, прежде чем возникнет любое общение при помощи системы символов или сигналов.
26) Язык – промежуточный мир между объективной действительностью и мышлением, сознанием.
27) Характер языка определяется типом мышления.
28) Мышление каждого народа имеет чисто национальные черты.
29) Границы языка означают границы моего мира.
30) Язык обеспечивает саму возможность специфически человеческого, то есть абстрактного, обобщённого мышления и познания.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.