В процессе речевой коммуникации отправитель текста (адресант) сообщает адресату не готовые мысли и не само идеальное содержание, а только материальную оболочку знаков.
Воспринятая зрительно или на слух материальная оболочка знака (план выражения) вызывает в сознании адресата при условии декодирования им знака соответствующее содержание (значение).
Говорящий посылает звуки, организованные в виде звуковых схем отдельных словоформ, синтагм и фраз.
Именно фонационное, а в случае письменных текстов – графическое исполнение отобранных из памяти лексических единиц, соединённых по законам грамматики данного языка, возбуждает в головном мозге слушающего (читающего) соответствующие центры, отвечающие за языковое и сущностное понимание услышанного (прочитанного).
Значение привносится в знак, неотделимо от знака, но
само оно не знак, потому что не является материальным, чувственно воспринимаемым
фактом, а лишь фактом мыслимым, ментальным.
В практической лингвистике значение языкового знака,
например слова, рассматривается как внутреннее свойство знака.
Такой подход основывается на практическом восприятии
языкового знака как неразложимого материально-идеального комплекса.
Но одновременно следует помнить, что означаемое есть в принципе идеальная сущность, данная лишь в представлении.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.