Translate

Поиск по этому блогу

воскресенье, 19 июня 2022 г.

Читаем сказку по-новому. Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Репка»


Обратимся к известным всем сказкам и постараемся увидеть в них то, что не лежит на поверхности и поэтому, как правило, не является предметом изучения.

В первоначальных тотемистических мифах почитаемый в качестве божественного предка медведь, вступая в брак с женщиной, становится родоначальником определённой группы людей (племени, общины), ведущих от него своё начало.

В более поздней сказке «Маша и Медведь», являющейся продолжением древнего мифа, этот персонаж превращается в незадачливого похитителя девочки, которая обманным путём заставляет его отнести себя в корзине в родную деревню, прикрывшись пирожками.

Среди имён женских персонажей волшебных сказок обращает на себя внимание ещё одно имя с мифологическим подтекстом – Репка, относящееся к дочери традиционных сказочных героев – старика и старухи (русская народная сказка из собрания А. Н. Афанасьева «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»).

Имя Репка в прошлом было реальным женским языческим именем. Аналогом ему являлось мужское имя Репа, на основе которого образовалась фамилия Репин (сравните также фамилию Репнин, связанную с языческим именем или старинным мирским прозвищем Репня).

Весь текст

© А. Ф. Рогалев. Читаем сказку по-новому (русские народные сказки «Маша и Медведь», «Репка») // Рогалев А. Ф. Имя и образ. Художественная функция имён собственных в литературных произведениях и сказках. Гомель: Барк, 2007. С. 67–71.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.