Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 27 ноября 2021 г.

Развитие русской литературной ономастилистики в XIX веке

 


На примере антропонимикона «Ревизора» и «Тараса Бульбы», пушкин­ского «Евгения Онегина», ономастических средств, представленных в коме­дии А. С. Грибоедова «Горе от ума», видно, как по мере развития литера­турно-художественного процесса всё более утонченной, искусной, изящной, мастерской становилась и поэтическая ономастика.

Именно писатели-реалис­ты, преодолев схематизм и заданность классицистических, сентименталистских и даже романтических онимов, превратили имена собственные в необходимое средство создания и всесторонней обрисовки художественных образов.

Из приложения к образу, своеобразной «этикетки» или «инструкции» к проч­тению сути героя имена собственные стали неотъемлемой и естественной частью изображаемых характеров и типов.

Вместо искусственных, вычур­ных, экзотических и прочих намеренно демонстративных имён с возвышен­ной, сниженной или чувственной экспрессией на страницах художественных произведений зазвучали обычные, привычные, воистину русские имена, с помощью которых писатели, однако, продолжали выражать отношение к геро­ям, делая это не откровенно и открыто, а путем активизации подтекстовой, ассоциативной и контекстуальной значимости ономастических средств.

Подробнее в книге: © А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (приводимый отрывок – с. 166–167) ISBN 985-439-061-6 Авторское право. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.