На примере антропонимикона «Ревизора» и
«Тараса Бульбы», пушкинского «Евгения Онегина», ономастических средств,
представленных в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», видно, как по мере
развития литературно-художественного процесса всё более утонченной, искусной,
изящной, мастерской становилась и поэтическая ономастика.
Именно писатели-реалисты, преодолев
схематизм и заданность классицистических, сентименталистских и даже
романтических онимов, превратили имена собственные в необходимое средство
создания и всесторонней обрисовки художественных образов.
Из приложения к образу, своеобразной
«этикетки» или «инструкции» к прочтению сути героя имена собственные стали
неотъемлемой и естественной частью изображаемых характеров и типов.
Вместо искусственных, вычурных,
экзотических и прочих намеренно демонстративных имён с возвышенной, сниженной
или чувственной экспрессией на страницах художественных произведений зазвучали
обычные, привычные, воистину русские имена, с помощью которых писатели, однако,
продолжали выражать отношение к героям, делая это не откровенно и открыто, а
путем активизации подтекстовой, ассоциативной и контекстуальной значимости
ономастических средств.
Подробнее в книге: © А. Ф. Рогалев. Ономастика художественных произведений. Пособие.
Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2003. – 194 с. (приводимый отрывок – с. 166–167) ISBN
985-439-061-6 Авторское право. Ссылка обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.